Сельхозпроизводители, претендующие на госпомощь, должны страховать свои риски в обязательном порядке, считает первый вице-премьер Виктор Зубков. Сегодня не более 10% сельскохозяйственных товаропроизводителей страхуют урожай, это менее четверти посевной площади. На ближайшем заседании правительственной комиссии по агропромышленному комплексу будет рассмотрен проект концепции совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, до 2020 года. В концепции поручено предусмотреть введение нормы обязательного страхования урожая теми сельскохозяйственными производителями, которые претендуют на получение государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Решение о введении обязательного страхования для получателей госпомощи связано с теми убытками, которые несут сельхозпроизводители от засухи, уничтожившей четверть посевов зерновых в стране. Сумма подтвержденного на сегодняшний день ущерба - около 30 млрд рублей. Всего хозяйствам, пострадавшим от засухи, в 2010 году будет выделено 35 млрд рублей. Кроме того, будет зарезервировано еще 5 млрд рублей тем фермерам, которые обеспечат сохранение поголовья скота по итогам года.
Введение страхования необходимо, считают страховщики, а вот обязательного или добровольного - их мнения расходятся. По словам ведущего эксперта департамента индустриального страхования компании "АльфаСтрахование" Дмитрия Королева, это требование не какое-то отечественное ноу-хау, аналогичное требование уже давно предъявляется госорганами за рубежом, например в США. Фактически государство тем самым защищает свои инвестиции в сектор. Это вполне обосновано с экономической и моральной точки зрения. Ведь если урожай в итоге погибнет, например в результате засухи, и хозяйство не получит дохода, это будет означать, что государственные средства были потрачены впустую и государство не выполнило поставленных перед ним задач. При этом нельзя забывать и о существовании программы субсидирования страховых взносов, по которой расходы на страхование частично компенсируются самим же государством.
Что же касается введения обязательного страхования сельхозрисков, то если рассматривать опыт стран с развитыми системами агрострахования, можно заметить, что упор в основном сделан на добровольное страхование, но почти повсеместно с посильным государственным участием. В одиночку рынок справиться с этим видом страхования не может, так как либо цена страхования настолько высока, что сельхозпроизводители не готовы ее платить, либо страховщикам не удается накопить достаточно страховых резервов, чтобы оплатить убытки по катастрофам, подобным засухе 2010 года.
Как сообщил нам руководитель управления страхования аграрных и природных рисков компании РОСНО Леонид Голованов, страхование урожая должно оставаться добровольным. Однако те сельхозпроизводители, которые претендуют на получение государственной поддержки, должны гарантировать "возврат" полученных средств. Чтобы добиться этого, правильно требовать от сельхозпроизводителей минимизации их рисков, в том числе путем страхования, поскольку страховая защита - один из лучших инструментов риск-менеджмента. В то же время процесс страхования не должен быть для страхователей дополнительным побором, приобретение страховой защиты не должно носить принудительный характер, когда страховка становится условием для получения каких-то ресурсов, не имеющих прямого отношения к потребности в страховой защите.
Справка "РБГ"
Сборы по сельскохозяйственному страхованию в 1-м полугодии 2010 г. составили 5,7 млрд руб. В 2009 г. объем премии по данному виду составлял за год 11,5 млрд руб, выплат - 6,1 млрд руб, коэффициент выплат был на уровне 53 проц.