Администрация Мурманской области вместе с Минэкономразвития России подготовили проект постановления правительства России о создании на территории этой области портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ). Это будет первая такая зона на европейском Севере РФ. Заметим, что аналогичные зоны давно действуют по соседству - в Норвегии, что привлекает туда инвестиции и способствует комплексному экономическому освоению примыкающей территории в Арктике. По экспертным оценкам минэкономразвития Мурманской области, благодаря созданию ПОЭЗ доля транспорта в валовом областном продукте возрастет вдвое - с нынешних 8 до 16%. Одновременно получат развитие евроазиатские перевозки как по Севморпути, так и по сухопутным артериям, примыкающим к Мурманскому портовому району. Так, прогнозируется рост перевалки в порту угля на 45 млн т, нефти - на 22,3 млн т, контейнеров - на 4,3 млн единиц. Вдобавок в этом районе будут созданы 1,5 тыс. новых рабочих мест, а также возрастет выгрузка рыбных ресурсов, добываемых в российском секторе Баренцева моря.
Эта проблема, пожалуй, наиболее актуальна для Мурманского региона. Поскольку свыше 60% промысловых траулеров, приписанных к Мурманскому порту, уже не первый год базируются в соседнем северонорвежском порту Киркенес. Прежде всего потому, что он давно имеет статус свободной портово-экономической зоны.
Создание объектов необходимой инфраструктуры намечено осуществить в соответствии с подпрограммой "Развитие экспорта транспортных услуг", которая предусмотрена ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)". Строительство же объектов таможенного профиля планируется из внебюджетных источников.