Новости

24.08.2010 17:40

Танкостроение в России: Начало века

Танк впервые появился на поле боя 15 сентября 1916 года. Сухопутные броненосцы сразу внесли существенные коррективы в способы ведения боевых действий сухопутных сил воюющих держав. Выступив вначале как средство поддержки пехоты, постепенно танк превратился в средство развития тактического успеха пехоты и кавалерии. По мере технического усовершенствования танк всё более завоёвывал себе право на жизнь и превратился в основную ударную силу сухопутных войск.

Танки английского и французского производства поступали на вооружение в Красную армию в качестве трофеев.

Один из французских танков "Рено" послужил образцом для постройки первых российских танков на заводе "Красное Сормово" с участием Ижорского завода и Автомобильного московского общества. Первый танк, названный "Борец за свободу тов. Ленин", вышел из ворот завода 31 августа 1920 г. Всего было изготовлено 15 танков. С этого периода и начинается история развития отечественного танкостроения.

Танк Сормовского завода

Масса 7 т, экипаж 2 чел., 37-мм пушка и 7,62-мм пулемёт, броня 16 мм, бензиновый двигатель 25 кВт (35 л.с.), скорость 8,5 км/ч.

Танки принимали участие в боях на фронтах Гражданской войны.

Начало массовому выпуску танков отечественной конструкции было положено в ходе успешного выполнения первых пятилеток.

В 1924 г. в Москве организовано Техническое бюро Главного управления военной промышленности ВСНХ, которое наряду с работами по созданию артиллерийских систем разработало проекты танков Т-12 и Т-16.

В 1925 г. проект танка Т-16 передан Ленинградскому заводу "Большевик" для окончательной разработки технической документации и изготовления опытного образца танка. В 1927 г. по результатам испытаний этого образца и доработки конструкции танк Т-18 под маркой МС-1 (малый сопровождения) был поставлен на массовое производство.

Танк МС-1

Масса 5,9 т, экипаж 2 чел., 37-мм пушка и два 7,62-мм пулемёта, броня 16 мм, бензиновый двигатель 25 кВт (35 л.с.), скорость 16,4 км/ч.

Танки МС-1 выпускались до 1931 г. и успешно использовались в боевых действиях во время советско-китайского вооружённого конфликта на КВЖД в 1929 г.

В этот период принимаются меры по формированию собственных профессиональных кадров танкостроителей. В 1929 г. в Военно-технической академии им. Ф.Э.Дзержинского на артиллерийском факультете создали бронетанковое отделение. В 1930 г. оно преобразовано в факультет механизации и моторизации войск. В Технологическом институте образовано танковое отделение. Значительную роль в подготовке конструкторских кадров для отрасли сыграла образованная в 1932 г. в Москве Военная академия механизации и моторизации РККА.

В 1931 г. завод "Большевик" перешёл на серийный выпуск 8-тонного танка Т-26. В процессе производства боевые свойства танка постепенно возрастали. На первых серийных образцах устанавливались две башни, каждая из которых оснащалась 7,62-мм пулемётом. Затем пулемёт в правой башне был заменён на 37-мм пушку, а с 1939 г. стала устанавливаться одна башня с длинноствольной 45-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом. В 1940 г. производство танков Т-26 было прекращено. Всего выпущено около 11 тысяч танков Т-26 различных модификаций.

Танк Т-26 выпуска 1939 г.

Масса 10,5 т, экипаж 3 чел., 45-мм пушка, два 7,62-мм пулемёта, броня 15 мм, двигатель 71 кВт (97 л.с.), скорость 30 км/ч.

Практически одновременно с танком Т-26 конструкторским бюро Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) разработан колёсно-гусеничный танк БТ, который изготавливался этим заводом с 1931 по 1939 гг. За это время выпущено более 8 тысяч танков различной модификации (БТ-2, БТ-5, БТ-7).

Танк БТ-5 выпуска 1933 г.

Боевая масса 11,5 т, экипаж 3 чел., 45-мм пушка, 7,62-мм пулемёт, броня 13 мм, двигатель бензиновый 295 кВт (400 л.с.), скорость на гусеницах 52 км/ч, на колёсах - 72 км/ч.

С целью развития поисковых и опытно-конструкторских работ на заводе "Большевик" из состава конструкторов и испытателей в 1930 г. формируется Опытный конструкторско-машиностроительный отдел (ОКМО).

В начале 30-х годов московское Техническое бюро прекращает свои работы по танковой тематике. ОКМО становится мощной танкоразрабатывающей организацией, школой отечественного танкостроения. В ОКМО были продолжены работы по созданию среднего 3-башенного 25-тонного танка Т-28, тяжёлого 5-башенного 50-тонного танка прорыва Т-35 и малого танка-амфибии Т-37.

Для ускорения передачи опытных образцов в серию в 1932 г. танковое производство завода "Большевик" и ОКМО объединяются в машиностроительный завод №174. В 1933 г. ОКМО выводится из завода №174 и преобразуется в завод опытного машиностроения им. С.М.Кирова (завод №185), где развернулись работы по созданию опытных образцов танков различного типа, а также их составных частей. В связи с ориентацией деятельности завода №185 на поисковые и исследовательские работы доработка танка Т-28 и его производство передаются на завод "Красный путиловец", где в декабре 1933 г. организуется конструкторский коллектив СКБ-2.

Доработка танка Т-35 и его изготовление передаются на ХПЗ. Танки Т-28 и Т-35 пошли в серию в 1933 г. и изготовлены небольшими партиями. Лёгкие танка Т-37 и Т-38 выпускались на Московском танковом заводе №37.

Тяжёлые танки с противоснарядной защитой разрабатывались с 1938 г. СКБ-2 на ЛКЗ и на заводе №185. К этому времени конструкторские коллективы уже обладали значительным научно-техническим заделом, полученным при разработке экспериментальных танков собственной конструкции. В это же время на ХПЗ разрабатывался средний танк А-32 параллельно с лёгким колёсно-гусеничным танком А-20. Летом 1938 г. технические проекты обоих танков были закончены и рассмотрены на Главном военном совете РККА. Многие из присутствующих военачальников, привыкших к БТ, поддерживали вариант колёсно-гусеничного танка. Однако И.В.Сталин поддержал конструкторов и предложил построить и испытать оба варианта. В 1939 г. опытные образцы обоих танков были изготовлены и успешно прошли государственные испытания. После показа танков руководству Красной Армии было решено изготовить два образца танка А-32 и провести дополнительные войсковые испытания. После успешных испытаний ГБТУ уточнило ТТХ танка Т-34. В декабре 1939 г. средний танк Т-34 (заводской индекс А-32) и тяжёлый танк КВ-1 были приняты на вооружение. В марте 1940 г. два образца танка Т-34 своим ходом отправлены в Москву и показаны руководству страны. По результатам смотра принято Постановление о серийном производстве танка Т-34.

Впервые в мировом танкостроении на этих танках был установлен 4-тактный 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель, обеспечивавший относительно высокие показатели удельной мощности и запаса хода при меньшей пожароопасности по сравнению с бензиновыми двигателями.

Танк КВ-1 выпуска 1940 г.

Масса 47,5 т, экипаж 5 чел., 76-мм пушка, четыре 7,62-мм пулемёта, броня 75 мм, дизельный двигатель 440 кВт (600 л.с.), скорость 35 км/ч.

Танк Т-34 выпуска 1941 г.

Масса 28,5 т, экипаж 4 чел., 76-мм пушка, два 7,62-мм пулемёта, броня 52 мм, дизельный двигатель 365 кВт (500 л.с.), скорость 55 км/ч.

Русское оружие Ретроспектива Нужны ли танки России Оружие с Сергеем Птичкиным РГ-Фото Фото дня