24.08.2010 23:40
    Поделиться

    В Прикамье Заксобрание продлило действие налоговых льгот

    Действующий в Пермском крае закон, снижающий для предприятий ставку налога на прибыль, не принес региону никаких дивидендов. С предложением отменить преференцию выступил ряд депутатов краевого Законодательного собрания.

    Народные избранники поставили под сомнение обоснованность применения в крае сниженного налога на прибыль но не нашли понимания у коллег.

    Основанием для пересмотра краевого закона "О налогообложении в Пермской области" стало заключение контрольно-счетной палаты и аналитического управления ЗС. По словам депутата Андрея Агишева, анализ показал, что закон, снижающий ставку налога на прибыль до 13,5 процента и подлежащий зачислению в краевой бюджет, не принес ожидаемых положительных результатов.

    - Мы не можем констатировать, что проект удался, - говорит Агишев. - В качестве аргументов можно привести не только то, что новые инвесторы не появились, но и уход крупных налогоплательщиков. Были переведены в федеральные холдинги Пермская и Краснокамская фабрики Гознака, Пермская и Яйвинская ГРЭС, Камская и Воткинская ГЭС. Недостаточно было сделать первый шаг - дать льготу и просто ждать. Нужно было вести активную пропаганду, а такой рабоы не проводилось. Поэтому льготу следует отменить, а налог на прибыль довести до общероссийского уровня - 18 процентов.

    Главным минусом налоговой поблажки ее противники считают потерянные для краевого бюджета 30 миллиардов рублей. Эти деньги можно было бы потратить на строительство и ремонт мостов и дорог, на финансирование системы здравоохранения. Как показала проверка состояния здравоохранения, проведенная специальной комиссией минздрава после трагедии в клубе "Хромая лошадь", ежегодно региональная медицина недополучает 8 миллиардов рублей.

    Также есть подозрение, что сниженный налог на прибыль превратился в косвенный коррупциогенный фактор. Например, действует соглашение между правительством края и одной из крупнейших нефтяных компаний, чьи налоговые перечисления формируют основную часть бюджета. Это соглашение позволяет исполнительной власти по своему усмотрению распределять средства, сэкономленные за счет льготы. В частности, 3,5 миллиарда рублей были распределены по этому соглашению без согласования с законодательной властью, из них 1,8 миллиарда ушли на спонсорство и пожертвования.

    Председатель комитета по экономической политике и природопользованию ЗС Пермского края Александр Лейфрид, являющийся генеральным директором нефтяной компании, факт соглашения не отрицает. Но в качестве неоспоримых достоинств льготы приводит создание новых рабочих мест, модернизацию производства, запуск линейки новых нефтепродуктов, финансирование социальных проектов.
    Если говорить о плюсах закона, то льгота привлекла в Прикамье одного из крупнейших телекоммуникационных операторов. Предприятие намерено построить в Перми центр поддержки клиентов. На данный момент выбран объект недвижимости, определен генеральный подрядчик, проводятся тендеры. По заявлению компании, она намерена инвестировать в строительство миллиард рублей и создать 1130 рабочих мест.

    Но это единичный пример. Вице-премьер краевого правительства Елена Гилязова соглашается, что в части привлечения инвесторов закон о налоговой льготе себя не оправдал. Он сыграл свою роль только в части поддержки местных предприятий. С этим мнением согласен и член комитета ЗС Пермского края по политике развития территорий и общественной инфраструктуры Олег Жданов:

    - Мы считали, что создали "налоговый оазис", но пока крупные компании не принимают решения прийти в регион на основе одного лишь льготного налога на прибыль. Нужны иные побудительные мотивы.
    И все же законопроект по повышению налога с 13,5 до 18 процентов не нашел одобрения ни в комитетах ЗС, ни на заседании краевого парламента. Пока спорный вопрос по льготе повис в воздухе. Исполнительная власть также за то, чтобы закон "О налогообложении в Пермской области", предоставляющий налоговую льготу, не подвергать изменению.

    Часть законодателей согласны, что льготу следует предоставлять дифференцированно, но для этого требуется провести полный анализ практики ее применения. Однако даже противники отмены преференции согласны, что вопрос о целесообразности применения пониженной ставки налога назрел.

    - Не нужно давать льготу всем подряд, - считает депутат краевого ЗС, первый заместитель председателя комитета по бюджетной и налоговой политике Владимир Рыбакин. - Она должна предоставляться, если предприятие обновляет фонды, создает рабочие места, повышает зарплату, расширяет производство.

    Поделиться