Строители обещают выдержать новые сроки сдачи суперарены на Крестовском острове

На днях стадион имени Кирова, который на протяжении нескольких десятилетий считался одним из символов Ленинграда, отметил бы 60-летие. До юбилея он не дожил: в 2007 году был снесен, на его месте возводится новая суперсовременная арена.

По первоначальному плану строительство нового стадиона должно было завершиться в конце 2008 года. Однако и сейчас, в середине 2010-го, работы далеки от завершения. Более того, нынешним летом на стройке наступило - и такое случается не впервые - затишье: на объекте трудятся всего 500 человек - почти в четыре раза меньше, чем пару месяцев назад.

- В 2009 году было принято несколько важных решений, которые потребовали внести коррективы в проект стадиона, - говорит генеральный директор возводящей арену подрядной компании Илья Левин. - В России вступили в силу новые правила противопожарной безопасности на подобных объектах. ФИФА и УЕФА изменили требования ко всем вопросам, связанным с безопасностью болельщиков. Кроме того, наша страна включилась в борьбу за право стать в 2018 или в 2022 году хозяйкой чемпионата мира по футболу. А для того чтобы в Петербурге мог состояться полуфинальный матч чемпионата, вместимость арены должна быть не меньше 68 тысяч человек (первоначально планировалось 62 тысячи мест). И генпроектировщик, а он тоже сменился в начале этого года, еще не разработал в полном объеме необходимую техническую документацию. Согласно утвержденному графику, она должна начать поступать к нам в течение ближайших недель.

Строительство суперарены идет непросто. Четыре года назад говорилось, что новый стадион обойдется городскому бюджету в 6,7 миллиарда рублей. Однако затем сумма возросла до 23,7 миллиарда. Впрочем, по словам специалистов, удивляться тут нечему. 6,7 миллиарда - это явно заниженная цифра, при ее определении учитывалась стоимость далеко не всех необходимых работ.

Долго обсуждали, какой будет крыша стадиона. Решено делать ее раздвижной: в случае неблагоприятной погоды она будет защищать зрителей от дождя и снега.

Еще более сложным оказался вопрос: каким должно быть футбольное поле - выдвижным или стационарным? Выдвижное обладает рядом преимуществ: оно позволяет лучше сохранить газон, дает возможность в межсезонье использовать стадион для проведения концертов и других зрелищных мероприятий. Но в этом случае увеличивается стоимость работ и прекращает существование хорошо известная в городе гоночная трасса "Невское кольцо". В конце концов, утвердили первый вариант.

Если сегодня, не имея в руках проект, осматривать стройплощадку, то трудно представить, как будет выглядеть не имеющий пока названия стадион. Тем не менее сделано уже не так мало.

В частности, практически готовы два из семи предусмотренных проектом ярусов, а также котельная и энергоцентр, установлены временные конструкции, необходимые для монтажа кровли. По словам Ильи Левина, если документация будет поступать без задержек, а финансирование останется стабильным, объект будет сдан к концу 2011 году.

Таким образом, у петербургских любителей футбола есть надежда, что сезон 2012 года "Зенит" начнет на новой арене. Но уже сейчас болельщиков беспокоит, как они будут добираться до красавца стадиона. Внятной информации на этот счет пока нет. Как нам стало известно, вроде бы должна прерваться многолетняя "традиция": после окончания матчей не станут закрывать станцию метро "Крестовский остров". Наверное, в теплое время года будет использоваться и большой причал, построенный еще первым подрядчиком для доставки строительных материалов. Впрочем, у городских властей еще есть время для решения транспортных вопросов.

Прямая речь

Вячеслав Семененко, председатель комитета по строительству правительства Санкт-Петербурга:

- Футбольная арена проектировалась под требования ФИФА и УЕФА 2006 года. Недавно они изменились: вместимость стадиона рекомендовано повысить, появились дополнительные требования по безопасности, распределению зрительских потоков, комфортности трибун. Некоторые из этих требований носят обязательный характер, другие - рекомендательный. Наша задача - найти золотую середину. Внести максимально возможные изменения в проект для его улучшения, руководствуясь рациональностью таких преобразований, их экономической целесообразностью.

Источником финансирования выполняемых работ по проектированию и строительству стадиона является бюджет Санкт-Петербурга. На 2010 год предусмотрено 4 миллиарда 855 миллионов, а на 2011-й - 2,5 миллиарда, но эта цифра еще будет корректироваться, так как в настоящее время готовится бюджет на плановый период 2011-2013 годов.

Увеличение объемов строительства, естественно, предполагает увеличение стоимости. Однако о существенном превышении сметы речи не идет. Губернатор жестко контролирует этот вопрос.