Забытый мотив
В выигрыше традиционные поставщики на мировой зерновой рынок - США, ЕС, Канада, Австралия. Они лишились конкурента, в результате запрета на экспорт российского зерна у них появляется возможность дополнительно продать более 20 млн тонн своего товара примерно на 5 млрд долларов.
Традиционные международные покупатели российского зерна - Египет, Иордания, Саудовская Аравия, Турция - не в восторге. Наши экспортеры потому и завоевали рынок, что пшеница made in Russia обходится в Средиземноморском регионе дешевле американской или австралийской.
А что внутри страны? Стало известно, что министр сельского хозяйства Елена Скрынник собрала у себя крупных аграриев и настоятельно предложила им продавать зерно на внутреннем рынке. "В условиях действующего запрета на экспорт растениеводы не должны держать зерно, его необходимо начинать реализовывать для нужд животноводства, которое в ряде регионов испытывает нехватку кормов", - так цитирует министра пресс-служба минсельхоза.
Растениеводы, однако, пока молча придерживаются иной точки зрения. Лишившись экспортных перспектив, они не хотят продавать свой товар задешево и ждут, когда на внутреннем рынке зерно подорожает. Поэтому запрет продавать зерно за границу пока не привел к обилию товара и существенному снижению цен в России. Хотя многие эксперты убеждены: цены внутри страны все же вскоре опустятся.
Если этот прогноз оправдается, российские промышленные потребители выиграют. Кроме того, есть надежда, что потребительские цены не будут расти так стремительно, как могли бы, если бы экспорт продолжался.
Но вот растениеводы, у которых по тем или иным причинам не засох урожай, оказываются в проигрыше.
В стратегической перспективе - это бесспорный минус для всех. Увеличение объемов производства российского зерна, надо напомнить, началось после неурожая 1998 года, когда взлетели цены на пшеницу, рентабельность достигала иногда 400 процентов. Это заставило растениеводов расширить посевы, в сельское хозяйство пошли инвесторы из других отраслей экономики.
И очень быстро у нас в стране возникло относительное перепроизводство зерна, цены упали. Все это позволило трейдерам выйти на мировой рынок.
Сейчас, если цены на зерно снизятся, таких мощных стимулов для быстрого восстановления зернового производства не будет.
В таком случае правительство вынуждено будет обеспечить аграриям какую-то новую мотивацию, толкающую к расширению посевов и росту урожая.