25.08.2010 23:05
    Поделиться

    Бороться с природными катаклизмами поможет союзная программа

    В одном из предыдущих выпусков "СОЮЗа" прозвучало предложение разработать долгосрочную программу Союзного государства как по предупреждению природно-климатических катаклизмов, так и по максимальному устранению их последствий. Иначе говоря - по комплексному природопользованию. Такое направление союзного сотрудничества уже начинает развиваться хотя бы потому, что сами природно-географические условия объединяют Беларусь с западным регионом России, да и помощь, оказанная Беларусью России в ликвидации очагов и последствий лесоторфяных пожаров, практически доказала не только возможность, но и целесообразность российско-белорусского взаимодействия в природопользовании.

    Как сообщила в середине августа в Минске Мария Герменчук, директор департамента по гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси, "гидрометеослужбы Беларуси и России выработают единые подходы по предупреждению населения об опасных метеоявлениях. Необходимость этого продиктована последними трагическими событиями в России". По ее словам, профильные специалисты обеих стран ежедневно обмениваются информацией о синоптической ситуации, в том числе о классах пожароопасности в лесах. Отслеживаются вдоль границ с Россией состояние лесных массивов, загрязнение атмосферы, водный режим.

    В сентябре в Гродно состоится коллегия гидрометеослужб Союзного государства, где будут намечены конкретные направления взаимодействия по упомянутым направлениям сотрудничества. Специалисты гидрометеослужб обеих стран, как отметила М. Герменчук, "выступили с инициативой разработки союзной программы по гидрометеорологии на 2012-2018 годы. Ее главная задача - обеспечение достоверной и подробной природно-климатической информацией для устойчивого развития экономики в интересах безопасности России и Беларуси".

    Что до конкретных путей решения таких злободневных проблем, приведем мнения специалистов. Например, как полагает доцент кафедры биогеоценологии и охраны природы географического факультета Пермского госуниверситета, заслуженный лесовод Удмуртии Владимир Сретенский, "битум, имеющийся в торфопочвах, не подпускает воду в полном объеме к очагу возгорания, а он может быть глубоко под торфяными залежами". Поэтому, по его мнению, нужно перемешивать почву в торфяном "очаге": это позволяет резко и быстро снизить температуру в очаге торфяного пожара и даже привести к его полному угасанию. А перемешивать почву целесообразно мощными бульдозерами Т-130 или Т-170, совершающими как бы спиральные движения вокруг места возгорания.

    По данным В. Сретенского, "такая технология часто проверялась на практике, что подтверждается актами, выданными еще Госкомизобретений СССР. Причем случаев повреждения используемой техники и угрозы здоровью трактористов не возникало".

    Точка зрения заместителя руководителя Агентства по природопользованию Пермского края Олега Мирошина иная: "Существует множество методов борьбы с огнем - вплоть до сброса льда на горящие торфяники. Единственно же верным остается тушение водой". Но, по его мнению, в воду должен добавляться специальный химический состав, позволяющий ей просачиваться сквозь битум. А метод В. Сретенского "неудобен, если касается торфяников в лесной полости. На открытой же местности пускать технику без разведки на пожар нельзя. При пожаре на торфяниках надо продвигаться только по потушенным участкам, вдоль протянутых пожарных рукавов. Иначе можно провалиться в "прогар" - огненный мешок".

    Белорусские ученые еще в 2009 году, как сообщал генеральный директор Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси Александр Тузиков, разработали компьютерную систему прогнозирования торфяных пожаров.

    "Эта система позволяет прогнозировать пожары на торфяниках на основе специальных математических моделей. Она учитывает все особенности исследуемой местности, прежде всего состояние почвы, а также другие условия изучаемой территории. И, соответственно, помогает загодя определить, может ли здесь быть возгорание торфяника и по какой причине", - пояснял А.Тузиков.

    Столь востребованная система создана в ходе реализации государственной программы "Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", рассчитанной на 2006-2010 годы. Вдобавок в Беларуси восстанавливаются многие болота, в том числе в торфяных регионах страны.

    По оценкам Глобального экологического фонда, участвующего в финансировании этих работ в Беларуси, и белорусского Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (2009-2010 гг.), заболачиваются только те территории, где выращивание леса нерентабельно или не приносит должного экологического эффекта. Зато создание в этих районах современной водорегулирующей сети обеспечивает поднятие уровня воды до уровня почвы, что сводит к минимуму вероятность торфяных пожаров, обеспечивая также восстановление прежде нарушенной биосферы и сокращение выбросов парниковых газов. А с 2007 года реализуется программа по комплексному восстановлению нарушенных торфяников. Причем этим опытом уже заинтересовались в России, странах Балтии, на Украине. Еще несколько лет тому назад Елена Голубовская, специалист по связям с общественностью проекта ПРООН-ГЭФ по восстановлению нарушенных торфяников, сообщала, что "за ходом реализации этой программы с интересом следят и в России, где проблема торфяных пожаров стоит особенно остро".

    Словом, в Беларуси делают акцент не столько на способах ликвидации лесоторфяных пожаров, сколько на их заблаговременном прогнозировании и предотвращении. И совместная программа по борьбе с природными катаклизмами может быть востребована самой жизнью.

    Поделиться