После публикации в "РГ" "Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года" стала официальным ориентиром развития макрорегиона в среднесрочной перспективе.
Первую Стратегию Сибирский федеральный округ получил еще в 2002 году. Ни одна территория в то время не имела долгосрочной программы развития. Также в Сибирском федеральном округе раньше, чем в остальных округах, была начата разработка комплексных программ развития территорий - от регионов до муниципальных образований и поселений.
Новая "Стратегия Сибири-2020" учитывает текущую ситуацию, актуальные положения первой Стратегии, принятые долгосрочные концепции федерального уровня. Документ подготовлен аппаратом полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе, рабочей группой Высшего экономического совета Сибирского федерального округа и министерством регионального развития РФ. В работе над Стратегией участвовали ученые, представители бизнеса, представители органов государственной власти регионов. Документ обсуждался на встречах полномочного представителя Анатолия Квашнина с представителями институтов гражданского общества - руководителями профсоюзов, региональных отделений политических партий. Такой подход к разработке Стратегии позволил создать практическую программу.
Согласно распоряжению председателя правительства РФ, будет подготовлен план мероприятий по ее реализации. Помимо прочего, в нем будет учтена необходимость подготовки проектов нормативных актов о внесении изменений в федеральные целевые программы и иные программные документы. Таким образом, Стратегия становится документом реального действия. Через ФЦП на ее реализацию будут направлены средства федерального бюджета. Кроме этого, проектное финансирование предусматривает участие средств бюджетов субъектов федерации, а также частных инвесторов.
"Стратегия Сибири-2020" устанавливает конкретные целевые показатели, которые предусматривают опережающий рост по ряду экономических параметров. Основные показатели социально-экономического развития Сибири к концу 2020 года должны соответствовать среднероссийским значениям. Для этого среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта начиная с 2012 года должен превышать среднероссийский показатель. Такой подход к формированию целей Стратегии определяется необходимостью преодолеть отставание развития социального сектора и превратить регионы Сибири в территорию комфортного проживания и успешного ведения бизнеса.
Так, к 2016 году предусмотрено достижение годовых темпов прироста валового регионального продукта на 5-5,3 процента, инвестиций - на 9-12 процентов, заработной платы и среднедушевых доходов населения - на 5,1-5,5 процента. К 2021 году, по сравнению с 2008 годом, валовый региональный продукт увеличится в 1,6 раза, промышленное производство - в 1,451,55 раза, инвестиции - в 2,3 раза, заработная плата и среднедушевые доходы - почти в 1,8 раза.
Приведенный сценарий развития Сибири увязан с инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Перспективы территории по-прежнему будут связаны с традиционными отраслями экономики, в том числе с еще большим вовлечением в хозяйственный оборот природных ресурсов. В то же время за предстоящее десятилетие должна существенно вырасти доля перерабатывающей промышленности в структуре ВРП. А в долгосрочных тенденциях развития экономики преобладающей станет инновационная направленность. Помимо традиционных отраслей, приоритетными для социально-экономического развития Сибири в 2010-2020 годах будут: информационные технологии, нанопромышленность, биотехнологии, машиностроение, прикладная наука и научное сопровождение промышленности, транспорта, энергетики, строительства и агропромышленного комплекса.
Стратегия также важна для каждой отдельной территории. "Документ является базой для реализации программ социально-экономического развития регионов на основе системного подхода. А также - средством для оптимального разделения труда и распределения производительных сил, эффективным инструментом для совместной работы органов государственной власти и федеральных министерств и ведомств", - считает сибирский полпред Анатолий Квашнин. Сибирские территории первыми еще в 2006 году начали разрабатывать комплексные долгосрочные программы развития на всех уровнях - регион, муниципальное образование, поселение. Уже принятые документы не теряют своего значения, но потребуется актуализация и увязка территориальных комплексных программ с приоритетами, обозначенными "Стратегией Сибири-2020".
В Стратегии развития Сибири сделан один очень важный прогноз - к 2021 году численность населения территорий Сибирского федерального округа возрастет на 600-800 тысяч человек. Для округа, который практически непрерывно два последних десятилетия теряет население, такой показатель очень важен. С учетом главной цели Стратегии - обеспечения устойчивого повышения уровня и качества жизни населении - демографический рост станет главным результатом реализации программы.
Галина Изотова, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по делам федерации и региональной политике:
- Европейская часть России традиционно является привлекательной для инвесторов. Это объясняется и близостью к европейским рынкам, и высокой плотностью логистической и, прежде всего, транспортной инфраструктуры. Но это не значит, что интересы инвесторов сосредоточены только на европейской части страны. Огромное количество проектов реализуется и за Уралом. Другое дело, что для восточной части страны всегда были и остаются характерны инвестиционные вложении, в том числе и государственные, в добывающие и перерабатывающие отрасли экономики.
Поэтому регионы привлекательны с инвестиционной точки зрения, безусловно, по-разному. Россия и сегодня остается страной с повышающимся рейтингом инвестиционного потенциала, с привлекательным инвестиционным климатом, но и с существенными различиями в этом самом климате среди 83 субъектов федерации. Именно понимание этой специфики позволяет принимать эффективные управленческие решения международным и российским компаниям по инвестированию в крупные проекты.
Для инвесторов важна внятная позиция власти, формирующей предпосылки и дающей бизнесу четкие сигналы о перспективах развития тех или иных территорий, о приоритетах в этом развитии. В первую очередь речь идет о стратегиях и концепциях развития федеральных округов и отдельных территорий, стратегических планах либо комплексных программах социально-экономического развития отдельных субъектов федерации.