25.08.2010 23:49
    Поделиться

    В Приангарье ценное топливо сжигают впустую

    Для реализации плана по заполнению трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан" нужно решить целый ряд проблем. Причем вопрос экспортных пошлин - далеко не самый первоочередной.

    Прогнозные ресурсы нефти Иркутской области достигают 2,3 миллиарда тонн. В промышленные запасы переведено 700 миллионов тонн. Между тем в ближайшие годы в категорию А должен быть отнесен, как минимум, один миллиард тонн запасов черного золота. Только при этом условии нефтедобытчики области смогут обеспечить наполнение нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" к 2020 году. А это - двадцать миллионов тонн нефти в год - такова "доля" Приангарья в проекте.

    Но пока даже на имеющихся 700 миллионах тонн запасов нефтяники добывают примерно седьмую часть от необходимого в будущем. В прошлом году промышленная добыча нефти составила 1,6 миллиона тонн, в нынешнем возрастет до трех миллионов. Правда, и добывающие компании и власти достаточно оптимистично оценивают перспективы развития отрасли. Вместе с тем, нефтяники заявляют, что неплохо бы решить некоторые вопросы, которые препятствуют динамичной разведке и освоению недр.

    Один из наиболее сложных - это утилизация попутного газа. Месторождения углеводородов Восточной Сибири, как правило, комплексные, нефтегазовые. Поэтому чтобы увеличивать объемы нефтедобычи, компаниям надо решать вопрос с использованием пропорционально возрастающих объемов попутного газа. Пока же в области не совсем понятны перспективы газификации - нет ни инфраструктуры, ни потребителей. Не до побочных продуктов тут.

    - К сожалению, пока наш регион не обладает потребностями для увеличения объемов газодобычи, - признает министр природных ресурсов Иркутской области Ольга Гайкова.

    И хотя в качестве перспективы власти называют газохимию, она получит развитие только в том случае, если в регионе будет обеспечено потребление энергетического газа - остающегося после извлечения этановой, пропановой, гелиевой составляющих. Это может обеспечить только большая энергетика, но новых газовых ТЭЦ или даже перевода существующих на новый вид топлива пока не наблюдается.

    Природоохранное законодательство тем не менее обязывает утилизировать до 95 процентов попутного нефтяного газа. Потому компаниям-недропользователям приходится самостоятельно решать эту проблему. В качестве наиболее реального варианта утилизации они рассматривают закачку попутного газа в пласт. Это требует дополнительных и немалых, заметим, затрат. И в определенной мере тормозит освоение месторождений.

    Второй момент, который тормозит развитие отрасли, - нерешенные вопросы с землей. Многие месторождения углеводородов в Иркутской области располагаются на землях лесного фонда, и почти все лесные территории, по утверждению недропользователей, сданы в аренду лесозаготовителям. Даже если на самом месторождении земля оформлена на недропользователей, то при строительстве инфраструктуры - дорог, трубопроводов - добывающим компаниям приходится объясняться с арендаторами делян, через которые должен пролегать маршрут.

    - Найти общий язык очень сложно, а иногда невозможно, - замечает генеральный директор региональной нефтяной компании Марина. - Механизм сервитутов (Ред.: ограниченное право пользования чужой собственностью) не работает. Законодательство же не пускает двух арендаторов на один участок. В результате требуется много времени для урегулирования этих вопросов, прежде чем начинать строительство инфраструктурных объектов.

    Сказывается и элементарная нехватка местных сервисных компаний, обслуживающих данный сектор. И есть вопросы, связанные с энергообеспечением недропользователей.

    Ну, и неясность ситуации в отношении экспортных пошлин на восточносибирскую нефть тоже добавляет недропользователям головной боли.

    Поделиться