В москве завершились мастер-классы, проводимые при участии Постоянного Комитета Союзного государства: "Союзное государство - молодым талантам ХХI века", в адрес которых прислал приветствие Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин.
Именно из опыта проведения мастер-классов прошлых лет родился и успешно работает Молодежный симфонический оркестр Беларуси и России. По итогам мастер-классов была устроена художественная выставка и дан отчетный концерт. В концерте прозвучали "Русские пляски" Чайковского, "Сюита для двух труб" Альтмана, этюд Листа, ноктюрн Шопена, соната Генделя, "Трубные колокола" Хамбера, соната N6 Паганини, концерт фа-мажор Вивальди...
Вот как оценивают итоги мастер-класса его участники.
Михаил Борозна, проректор Белорусской государственной академии искусств, почетный член Российской академии художеств:
- Мастер-классы прошли успешно. Мы выполнили поставленные задачи.
- Сколько приехало ребят из Беларуси?
- 6 человек. Работали вместе с российскими ребятами. Возрастная разница у ребят 3 года. Настя Соколова из Анапы - самая младшая. Мастер-классы вели педагог кафедры рисунка Строгановки Андрей Родионов и я .
- Где проходили пленэры?
- В Александровском саду, в Коломенском, в Царицыно. Работали на натуре. Перед ребятами стояла задача - решить взаимодействие архитектуры и природной среды. Средствами живописи - акварелью, масляной краской. Ребята делали работы в экспериментальных технологиях. После каждого плэнера мы проводили обсуждения работ, каждый участник мастер-классов получил достойную консультацию. Плюс ко всему была прочитана лекция по композиции в конце мастер-классов .
- Отличается ли мастерство российских ребят от белорусских?
- Языковых барьеров нет. Ребята преданы своей будущей профессии. У музыкантов отличия видны сразу: музыкальные произведения исполняются 7-15 минут, и за это время можно почувствовать разницу школ, разницу ментальностей. Во-вторых, участники мастер-классов - это еще не мастера, а только начинающие художники.
- Как шел отбор ребят на мастер-классы?
- Использовали экспертные оценки. В этом году положительным качеством мастер-классов является повышение возрастного статуса участников. Это налагает большую ответственность на учителей. Маленькие художники все рисуют гениально - очень трудно профессорам из академии оценивать их творчество. Когда мы имеем дело с более старшими ребятами , то им необходимы более детальные консультации, легче оценивать их творчество: видно начало их творческого пути. Поэтому главным достижением мастер-классов считаю повышение возрастного статуса. Это ближе к результату, в этом больше смысла - поддерживать ребят, которые уже выбрали свою профессию.
- По итогам мастер-классов одаренных музыкантов приглашают в Российско-белорусский музыкальный оркестр. Что ждет перспективных художников?
- В изобразительном искусстве ансамбли получаются крайне редко: Кукрыниксы, Ткачевы... По природе, по сути изобразительное искусство - область индивидуальная. Самое ценное , что ребята приобретают за время мастер-классов, - опыт общения со сверстниками не только в той сфере, в которой они находятся ежедневно, но и в других областях. Они увидели, как концентрируются, а потом выплескивают свою энергию во время исполнения музыканты. Эти мастер-классы - залог, подсказка старшему поколению помогать молодым талантливым людям . Держать взаперти молодое поколение нельзя.
Здесь ребята и из Калуги, из Анапы, из Минска... У них гораздо больше общего, чем разного. Польза от мастер-классов будет колоссальная.
- В прошлом году ярким событием в ходе мастер-классов стало посещение творческой дачи братьев Ткачевых. Какие запоминающиеся встречи были в этом году?
- Ребята встречались с архитекторами мирового масштаба, которые построили Царицыно, Коломенское. Репродукция не дает того ощущения, которое дает реальная встреча с памятниками архитектуры.
Татьяна Афанасьева, педагог (Россия):
- Ребята, которые "варятся" в своем соку, приезжают сюда и понимают, что такое высокий уровень мастерства. Они понимают, что могут расти.