Спецназ ВДВ усилят квадроциклами, автомобилями багги и мотопарапланами

В ближайшие два-три года арсенал "голубых беретов" могут пополнить достаточно необычные для армии технические средства - гидро- и квадроциклы, специально оборудованные автомобили багги и мотопарапланы.

Оснащать ими все парашютно-десантные батальоны командование ВДВ пока не собирается. А вот снабдить экзотическим транспортом разведподразделения и группы спецназа генералы считают возможным.

- Для повышения их эффективности мы пытаемся использовать различные новые средства, - объяснил планы командования главный десантник страны Владимир Шаманов.

Это заявление он сделал во время командно-штабного учения 98-й дивизии ВДВ. Маневры, в которых задействовали более 4 тысяч военнослужащих и около 300 единиц техники, проходили на территории трех областей - Ивановской, Костромской и Ярославской. Там технические новинки проверили в боевых условиях. К примеру, с помощью четырех гидроциклов, предоставленных военным местным управлением МЧС и организацией ДОСААФ, группа спецназа форсировала Волгу возле поселка Черная Заводь. Река здесь большая - более километра шириной. Но она не стала непреодолимым препятствием для "голубых беретов". Вслед за спецназом Волгу переплыли три десятка БМД. На другой берег также самостоятельно переправились расчеты в артиллерийских самоходках "Нона", пушечных противотанковых "Спрутах" и машинах управления "Реостат". Руководил массовым форсированием комбат подполковник Виктор Бибиков.

Десять квадроциклов на учении разведчики использовали для рейдов по неприятельским тылам и доставки к месту инженерной разведки военных водолазов, а информацию об условном противнике с воздуха в десантные штабы доставляли с двух мотопарапланов. На каждом поместились пилот и стрелок. Причем один десантник умудрился прыгнуть с параплана с парашютом.

Десантирование всегда считалось в ВДВ центральным элементом боевой выучки. Сколь неприятные сюрпризы оно может преподнести даже опытным парашютистам, солдаты и офицеры 98-й дивизии убедились лично. На одном из этапов учения с военно-транспортных И-76 выбросили целый батальон со штатным вооружением. Помимо 800 военнослужащих на свидание с землей отправились 32 единицы боевой и специальной техники. Их десантировали с помощью грузовых многокупольных и парашютно-реактивных систем. Погоду для выброски не выбирали, а она заставила командиров поволноваться. Густая слоеная облачность и порывистый ветер привели к тому, что некоторых солдат и офицеров занесло на шоссе Кострома-Иваново. Другие приземлились в придорожном лесу, где начальник артиллерии дивизии полковник Алексей Кострица повис на березе. Ефрейтору Антону Кузнецову повезло еще меньше - его парашют зацепился за провода линии электропередачи. В другой ситуации десантирование, возможно, прекратили. Но на учении команда "Стоп" звучит чрезвычайно редко. Не было ее и в этот раз. Тем более что из форс-мажорных обстоятельств люди выбрались с минимальным риском - спустились на землю по парашютным стропам.

А вот выброска новой боевой машины десанта БМД-4М, которую в рамках заводских испытаний впервые выполнили на этом учении, к счастью, прошла без накладок, что позже позволило Владимиру Шаманову так оценить перспективы переоснащения этой техникой десантных частей:

- Мы рассчитываем, что данный тип машины, которому нет аналогов в мире, успешно пройдет государственные испытания и будет принят на вооружение ВДВ. В результате боевые возможности наших подразделений увеличатся.

Между прочим, "голубые береты" были готовы "испытать воздухом" и квадроциклы с гидроциклами. Однако десантировать их до включения экзотического транспорта в армейские арсеналы командование ВДВ не имеет права. Тем не менее спецназовцы и разведчики надеются, что парашютное табу с малой техники снимут.