Сергей Сельянов, продюсер:
- Я считаю, что российское кино еще удивит мир. Тем более что это уже было в истории нашего кино. "Говорящие" сами за себя имена Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко тому подтверждение. "Броненосец "Потемкин" во множестве современных опросов стоит на первом месте как лучший фильм всех времен и народов. И пока он удерживает эту позицию, мы можем считать, что российское кино и не переставало удивлять мир.
Но я уверен, что и еще не раз удивит.
Кино, вообще-то, удивляет мир двумя способами. При помощи колоссальной киноиндустрии, способной вырабатывать продукцию с высоким бюджетом и высокими потребительскими качествами, здесь бесспорным лидером являются США, и я думаю, что они еще достаточно долго не уступят никому своих позиций.
А второй способ удивления мира - талантами. Или даже гениями. Что российским кинематографистам вполне под силу.
На вопрос, что делает произведение киноискусства мировой вершиной, ответ очевиден. Но, боюсь, начнешь формулировать, и получится либо искусствоведение, либо пустозвонство. Я думаю, российские кинохудожники могут удивить мир тем же самым, чем их великие предшественники-писатели - и Чехов, и Толстой, и Достоевский. Наверное, прежде всего какой-то разгадкой чего-то в человеке. Или заново сформулированной загадкой.
Заметьте, как что-то настоящее появляется, так всем сразу без доказательств становится ясно, что все мы этого ждали. Но заранее ставить задачу (вот я сейчас сделаю что-то, что откроет миру глаза на все, на все, на все), мне кажется, ненормально. Искусство не ставит себе задачи. Художественные задачи формулируются каким-то иным образом, чем все остальные. И часто формулируются на небесах.
Еще и поэтому, я думаю, ничего не иссякнет, и прорыв российского кино к мировому вниманию произойдет.
Хотя в последнее время оно в значительной мере утратило свои позиции в мире. Кроме, конечно, тех трех великих имен, которые я назвал вначале. Я думаю, эта утрата связана с долгой закрытостью нашей страны. Могли, правда, возникать и неожиданные эффекты, связанные с удивлением: "О-о-о, что у них там!" Так удивил мир фильм "Летят журавли". Это, конечно, великий фильм. Но погоды в мировом кино, как фильмы Эйзенштейна или Довженко, он не создал.
Творческие силы у нашего народа по-прежнему есть. И я верю: что-то такое, удивляющее мир, он сотворит.
Ясно, что для успеха "зрительского" кино, кино как развлечения, для интертеймент, нужен язык, понятный всем. Речь, конечно, не о языке, на котором говорят киногерои, - сегодня он преимущественно английский, - я имею в виду язык драматургии. История, которая рассказывается в кино, должна быть понятна всем.Такие проекты, чтобы быть понятыми, должны обладать универсальным, международным, интернациональным содержанием.
Ну а если говорить о кинопроизведении, в котором главное - талант художника, то тут, по-моему, на первый план выходит национальное культурное своеобразие. В нем уже не так важно пытаться делать что-то модно или так, как принято сегодня во всем мире. Куда важнее говорить "про свое". Глубина высказывания возможна, когда говоришь "про свое". Находясь в "своем" космосе, ты не чувствуешь дна под ногами, потолка над руками. И высказываешься, как Маркес, на весь мир.
Фолкнер как-то сказал, что ему достаточно кусочка своей земли размером в почтовую марку. Но - "своей".
Алексей Герман-младший, режиссер:
-Русское кино пока не может удивить мир. Разговоры о том, что оно - хотя бы на своей территории - победит оккупировавший нас за последние 15-20 лет Голливуд, пока так и остаются разговорами. И будут оставаться, пока не изменится логика русских продюсеров. И не сменится их поколение.
Продюсер в России и продюсер в Европе и Америке - это абсолютно разные "занятия". В России на самом деле нет продюсеров. Всего несколько человек можно назвать ими по праву.
Сегодня в мире нас знают по "Возвращению" Звягинцева и по фильмам Сокурова. Но редкие продюсеры решаются делать такие фильмы. За моими фильмами, получившими мировое признание, тоже стоит некое товарищество, взявшее на себя совместные риски.
Большинство же русских продюсеров, к сожалению, относятся к кино лишь как к маркетинговому инструменту. И заняты клонированием американских фильмов.
Они никогда не рискуют так, как рисковал Спилберг. Бегая по чиновникам и утверждая, что если им еще раз дадут много денег, то они победят "Звездные войны", они лишь клепают велосипед... на треугольных колесах. Он не поедет. И лишь когда сменится продюсерское поколение и придут более современные, мобильные, подвижные, открытые новому люди, - русское кино начнет как-то развиваться. Логика прогресса не за теми, кто любыми путями - честными и нечестными - стремится сохранить свои акции в совете неэффективных кинокомпаний, а за теми, кто ищет идею, способную перевернуть мир.
К сожалению, у нас слово "идеология" не мыслится продюсерами без приставки "советская". Объяснить им, что это не так, пытаются все, но безуспешно. Они никак не поймут некие базовые, важнейшие вещи. В современном мире людям интересны не те страны, которые когда-то успешно победили печенегов (что само по себе прекрасно), но те, где почему-либо им хочется пожить и поработать. Половина же русского кино лично меня наталкивает на мысль, что будь я из Австралии, Новой Зеландии или Финляндии, я бы в Россию никогда не поехал. Никак не учитывая этого, одни и те же фигуранты продолжают снимать бессмысленные и мало кому известные сюжеты о том, как мы всех победим. Мы не понимаем, что такое диалог цивилизаций и что из себя представляет огромный конкурентный современный мир вокруг нас. Наше среднее российское кино глубоко закапсулировано в собственных проблемах.
А еще сегодня в России, к сожалению, по ряду причин нельзя основать кинокомпанию с нуля. Во-первых, отсутствует среда как микроклимат идей. Во-вторых, никто не желает вкладываться в то, что принесет деньги не завтра, а послезавтра. И в-третьих - и это самое главное - мы не способны зацепиться за новое.
А ведь в мире за последние 15 лет такие задающие прогресс компании, как Майкрософт, Гугл, создали молодые люди фактически "на коленке". У нас же у пожелавших основать Гугл или Майкрософт ничего бы не вышло.
Однако, несмотря на отсутствие нормальных продюсеров, в России каким-то чудом остались режиссеры и операторы, которым иногда, вопреки всему, удается что-то сделать.
Их творческие амбиции, талант, художественное образование и некая невероятная преданность профессии оставляют надежду. Но трудно, почти невозможно создать фильм, эквивалентный "Андрею Рублеву", "Летят журавли" или "Храни меня, мой талисман".