29.08.2010 23:26
    Поделиться

    В число закрывающихся в Москве 25 малокомплектных школ попало уникально образовательное учреждение

    Накануне нового учебного года сразу в нескольких столичных школах возникли конфликты в связи с начавшейся реорганизацией. В городе закрываются 25 малокомплектных школ. Не все родители, учителя и ученики согласны с таким решением. Например, из начальной школы N 1715 потоком идут жалобы в прокуратуру, департамент образования Москвы.

    Это в каком-нибудь глухом селе малокомплектной считается школа, где учатся 3-4 ученика (просто больше детей нет), а в Москве планка - в 350 учащихся. Меньше - недокомплект. Таких школ в столице свыше 250. Под закрытие пока попали 25. Планируется определить судьбу еще 60... Правда, по заверению руководителя департамента образования Ольги Ларионовой, примерно 75 малокомплектных школ никто не собирается трогать, поскольку они расположены в районах, где поблизости нет других образовательных учреждений. Здесь можно увеличить численность детей за счет формирования дошкольных отделений. Тем более что детсадов в городе катастрофически не хватает.

    Собственно, это и есть главная причина, по которой решено расформировать начальную школу N 1715 на юго-западе столицы. Двухэтажное здание вернут детсаду, который и занимал его до 1995 года. Сейчас в районе "Академической" школы заполнены на 80-85 процентов, а в детсадах дефицит мест: в очереди стоят свыше 485 дошколят.

    Но что будет с сотней учеников (тут всего шесть классов) начальной школы N 1715? Приказ о ее расформировании появился летом. Кстати, школа по-своему необычна, создавалась как "семейная", обучение ведется по программе гуманной педагогики Шалвы Амонашвили, до четвертого класса - без отметок. Теперь учеников должны перевести в другие школы округа. Пока вопрос решен только с первоклашками. Им еще повезло: без всякого конкурса пойдут в соседнюю гимназию N 1534. Как заметил ее директор Вадим Железнов, "вместе со своими учителями и мебелью". С помещениями тут туго, с трудом удалось освободить один кабинет. Куда девать 2-е, 3-и и 4-е классы - неизвестно. Директор начальной школы Елена Ладыгина уповает на то, чтобы им дали поработать еще год, за который все должно решиться.

    Тем временем не стихают страсти вокруг Открытой (сменной) школы N 27 на Старой Басманной улице, о чем летом писала "РГ".

    По поводу публикации "Таланты побоку" в "РГ" пришел официальный ответ, подписанный начальником Центрального окружного управления образования Москвы В. И. Лопатиной. Она пишет, что школа N 27, рассчитанная на 550 учащихся, не заполнена. "На 1 июня всеми формами обучения, включая экстернат и интенсив, охвачены всего лишь 178 человек". Одна из причин резкого сокращения численности учеников: "Школа N 27 перестала быть единственной, кто эффективно использует эти различные формы образования. В Центральном округе так работают еще семь школ".

    Речь идет не о ликвидации учреждения, уточняет Лопатина, а о реорганизации путем присоединения к средней образовательной школе N 354 имени Д.М. Карбышева с углубленным изучением математики и биологии. Причем такое предложение выдвинуто самим директором 27-й. По мнению управленца, объединенная школа - Центр образования N 354 - сможет эффективно реализовать все образовательные программы и сохранить прежние формы обучения (в том числе интенсив). После слияния общая численность учащихся составит 1100 человек. Места теперь всем хватит, поскольку у Центра образования будет два здания.

    Цель реорганизации, как уверяют в департаменте образования Москвы, не столько экономическая, хотя содержать недоукомплектованные школы в условиях нормативного финансирования сложно. Но, говорят чиновники, куда важнее повысить уровень образования.

    Не секрет, что в Москве есть "сильные" школы, куда родители всеми правдами и неправдами стараются устроить своих чад, а есть послабее. Соответственно, в одни - вал заявлений с просьбой о приеме, а другие стоят полупустыми. А если в школе недобор, рассуждают в департаменте, значит она не дает качественного образования, и ее надо присоединять к соседней школе - сильной и крупной. И это уже происходит.

    Конечно, в недокомплекте школ сыграла свою роль и демография. Количество старшеклассников (в конце 90-х годов была минимальная рождаемость!) катастрофически редеет. В этом году столичные школы выпустили на 10 тысяч ребят меньше, чем в прошлом. Не спасают положение даже первоклашки, которых, напротив, стало на 2 тысячи больше (всего 81 тысяча). Все равно остаются пустые парты, а то и классы.

    Департамент предложил использовать освобождаемые помещения (после соответствующего обустройства) для открытия детсадовских отделений для детей 5-7 лет. Только за счет перепрофилирования имеющихся учреждений системы образования к сентябрю дополнительно организовано 9 тысяч мест для старших дошколят. Но в очереди в детсады еще свыше 23 тысяч малышей.

    То есть город, проводя реорганизацию малокомплектных школ, решает разом несколько задач: экономит средства, поднимает уровень школьного образования и создает детсадовские места. Есть одно опасение: не наступить бы вновь на грабли. В 90-е годы опустевшие здания детсадов ушли на сторону - и уже несколько лет Москва через суды пытается их вернуть. Теперь занимают школьные площади. А когда демографическая ситуация выровняется, не придется ли со скандалом выселять детсады из школ? В департаменте уверяют, что не придется. Во-первых, все здания остаются в системе образования. А, кроме того, строятся новые детсады и школы.

    Поделиться