31.08.2010 23:35
    Поделиться

    Виталий Чуркин: Мы научились давать пиратам отбой

    Завершается председательство России в Совете безопасности ООН. Одной из главных тем, которая обсуждалась за это время по инициативе нашей страны, стала борьба с пиратством. В апреле Совбез принял резолюцию 1918 по проблеме уголовного преследования морских разбойников. В соответствии с ней Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун подготовил подробный доклад, в котором предложил семь различных вариантов организации суда над пиратами - от их преследования исключительно в национальных судах вплоть до создания в этих целях специального международного трибунала.

    Российская газета: В конце августа под председательством России прошло заседание Совета Безопасности по пиратству у берегов Сомали. Чем была вызвана необходимость проведения этого заседания и каковы его итоги?

    Виталий Чуркин: Нам представлялось важным именно сейчас предпринять определенные шаги для сохранения динамики в поиске всеобъемлющего решения проблемы пиратства. К тому же сейчас самое время послать пиратским боссам недвусмысленный сигнал о том, что международное сообщество не ослабит антипиратскую хватку.

    Как мы и предполагали, состоявшаяся дискуссия оказалась весьма полезной. Наша инициатива заслужила позитивную оценку партнеров. Итоговым документом мероприятия стало заявление Председателя от лица Совета Безопасности, в котором намечен вектор дальнейшей работы на антипиратском направлении. В краткосрочном плане приоритетом остается укрепление правоохранительного потенциала сопредельных с Сомали государств. Но в документе отражены и российские идеи с прицелом на перспективу, связанные с учреждением регионального судебного органа по пиратству. Они остаются в активной проработке.

    РГ: Совет Безопасности уже более двух лет вплотную занимается проблемой пиратства. Однако разбойные нападения в регионе не прекратились.

    Чуркин: Начнем с того, что пираты орудуют в этой части Индийского океана уже давно. Ведь там проходят важные торговые пути, а значит, пиратам есть чем поживиться. Совет Безопасности всерьез озаботился этой проблемой только тогда, когда отдельные пиратские нападения переросли в хорошо организованный преступный бизнес с многомиллионным оборотом, реально подрывающий безопасность морского судоходства.

    Сегодня совокупные потери от пиратства только в этом районе составляют, по некоторым оценкам, порядка 15 миллиардов долларов. Хуже того. Пиратство стало дополнительным дестабилизирующим фактором в этом и без того неспокойном регионе. Иными словами, проблема приобрела такой размах, что потребовалось незамедлительное вмешательство со стороны главного органа ООН, ответственного за поддержание международного мира и безопасности. Был принят целый комплекс антипиратских мер.

    С санкции Совбеза ряд государств, включая Россию, направили в регион свои военные корабли, но полностью контролировать такую огромную акваторию весьма затруднительно, а главное - сохраняются коренные причины пиратства. Это в первую очередь анархия, нестабильность, глубокий социально-экономический и политический кризис в Сомали.

    РГ: Можно ли говорить о каких-либо результатах предпринятых мировым сообществом мер?

    Чуркин: Несомненно. Во-первых, приостановился безудержный рост общего количества пиратских вылазок, когда с каждым годом число нападений удваивалось (в 2009 году зарегистрировано 217 нападений, захвачено 47 судов). Согласно свежим ооновским данным, за первые семь месяцев 2010 года произошло 139 инцидентов, захвачено 30 судов. Таким образом, наметилась тенденция к снижению числа удачных для пиратов нападений. Превентивные меры на море начинают работать.

    РГ: Какой вклад вносит Россия в борьбу с пиратством?

    Чуркин: Наш вклад имеет не только политический, но и практический характер. Прежде всего, это постоянное присутствие в регионе наших военно-морских сил, которые обеспечивают безопасность морских транспортных коридоров, а с недавнего времени еще и эскортируют суда Всемирной продовольственной программы, доставляющие гуманитарные грузы в Сомали. Мы также активно участвуем в работе Контактной группы по пиратству у берегов Сомали, которая является главным центром координации международных антипиратских усилий. Россия предлагает и конкретные варианты решения проблемы безнаказанности пиратов.

    РГ: О чем идет речь?

    Чуркин: Необходимым условием эффективного противодействия пиратству остается привлечение пиратов и их пособников к ответственности. Это не абстрактная идея. Именно страх перед неизбежным наказанием может на деле подорвать решимость пиратов идти на новые преступления.

    Пиратство - древний промысел. В международном праве еще с XVII-XVIII веков прочно утвердились нормы, позволяющие любому государству судить у себя пиратов, независимо от того, пострадало ли оно само или его граждане от их действий. Эта задача и в те времена была сопряжена с определенными трудностями, связанными с доставкой пиратов к месту проведения суда, организацией их тюремного заключения и т.п. Тогда, правда, не считалось зазорным подвергнуть экзекуции преступников и во внесудебном порядке.

    Сегодня мы испытываем схожие трудности в борьбе с пиратами. Однако, будучи представителями цивилизованного общества и живя в эпоху верховенства права и господства прав человека, мы не можем поступать с пиратами так, как это делалось в эпоху классических флибустьеров.

    Считается, что действующее право достаточно для эффективного противодействия пиратам. На международно-правовом уровне речь в первую очередь идет о Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которая является универсальным документом по всем аспектам морской деятельности. На национальном уровне уголовное законодательство многих стран, включая Россию, предусматривает строгое наказание за пиратство. Казалось бы - выполняй существующие нормы, и результат обеспечен. Но не все тут так просто.

    Нежелание государств взваливать на себя бремя уголовного преследования пиратов имеет объяснение. Прежде всего, возникает целый ряд юридических и процессуальных проблем. Пиратство по определению является преступлением, совершаемым в открытом море, на большом удалении от берега, где юрисдикция прибрежных государств не осуществляется. Захватывают пиратов, как правило, военные корабли государств, находящихся на еще более далеком расстоянии от региона. Они сталкиваются с многочисленными трудностями в сборе и оформлении доказательств, содержании задержанных под стражей, соблюдении всех процессуальных тонкостей.

    Отдельные страны пытаются обойти эти проблемы, заключая двусторонние соглашения. Но и этот механизм дает сбои. Я не говорю уже о тех финансовых затратах, которые связаны с проведением суда над пиратами.

    Именно поэтому в наши дни задержанные по подозрению в пиратстве лица зачастую освобождаются на месте. Кто-то скажет, что пиратов, несмотря на трудности, все чаще судят в национальных судах. Причем не только в соседних с Сомали странах, но и далеко за пределами региона. Но это все лишь разрозненные попытки. Надежного избавления от проблемы они не дают. Недавние решения по делам о пиратстве, в том числе вынесенные в государствах с развитыми судебными системами, свидетельствуют о том, насколько сложной может быть задача уголовного преследования пиратов, в частности из-за особенностей местного законодательства. Не будем забывать и о том, что перед судом сегодня предстают в основном рядовые исполнители, в то время как ключевые фигуры, стоящие за этой преступной деятельностью, остаются вне досягаемости.

    Мы не одиноки в таких оценках. Появляется все больше стран, для которых очевидна недостаточность нынешних мер, их неспособность гарантировать долгосрочное решение проблемы безнаказанности пиратов. Поиск дополнительных возможностей в этой сфере будет продолжен при активной роли России.

    Поделиться