Конфликт, произошедший в кафе "Спутник" города Кашин Тверской области, так и остался бы заурядной пьяной дракой, если бы один из его участников не оказался сотрудником милиции.
Что не поделил лейтенант милиции В. Кораблев, отдыхавший во внеслужебное время в "Спутнике", и два гражданских посетителя кафе - уже не важно. Но в ходе бурного выяснения отношений лейтенанта избили. Милиционер обратился в свое родное ОВД с заявлением о привлечении обидчиков к уголовной ответственности.
Об избиении стало известно как минимум пятерым коллегам лейтенанта. И они решили отомстить. Кстати, и лейтенант Кораблев, и его товарищи были участковыми уполномоченными - то есть наиболее близкими, по идее, к людям сотрудниками милиции.
Старший помощник руководителя следственного управления СКП РФ по Тверской области Карина Бекетова рассказала "Российской газете", что двоих людей, подравшихся с лейтенантом, С. Лебедева и Е. Серкова, вызвали вечером в ОВД Кашина якобы для дачи объяснений.
Как следует из материалов следствия, участковые Третьяков, Хонин и Кораблев завели в служебный кабинет одного из прибывших для опроса и в течение часа его избивали.
Затем настал черед второго "обидчика". Он встретил своего избитого товарища возле здания милиции, понял, что ему грозит, и попытался дозвониться до знакомых. Однако выскочившие следом участковые заломили ему руки и насильно завели в свой служебный кабинет. В кабинете к мстящей компании присоединились еще двое милиционеров - участковые Лобзин и Пискунов. Более 40 минут люди в форме избивали человека, надевая ему на голову полиэтиленовый пакет. Ему нанесли не менее 38 ударов по голове и туловищу и только после этого отпустили.
Против участковых-мстителей возбуждено уголовное дело. Старший следователь Кашинского отдела управления СКП РФ по Тверской области Иван Шкобин предъявил милиционерам обвинение в превышении должностных полномочий с применением насилия.
Но, наверное, ответственность за случившееся должна лечь и на плечи милицейского начальника, на чьей территории произошло избиение. По международному законодательству, к которому присоединилась и Россия, любой человек, оказавшийся в милицейском или полицейском участке, должен выйти оттуда в целостности и сохранности. Заметим, два избитых в милиции человека не были задержаны, они прибыли туда по повестке "для проведения опроса", то есть - добровольно.
Что еще в этой истории пугающее - количество милиционеров, устроивших, по сути, пытки. Ну ладно, когда безобразничает один человек в погонах. Нам говорят: исключение из правил. Но когда почти всем отделением избивают людей, то чего ждать дальше - залпового огня целыми подразделениями по мирным жителям?
Реформирование милиции - это не только ротация или увольнение генералов, упразднение одних и создание новых департаментов. Можно придумать прекрасные законы, произнести много правильных слов, издать строгие приказы. Важно, как эти начинания дойдут до тех, кто работает "на земле", кто ежедневно общается с населением. Для большинства из нас не важно, что происходит в министерских кабинетах. Куда важнее, чем заняты наши районные милиционеры - стреляют ли в людей в магазине, обслуживают местную мафию или добросовестно разбирают жалобы жителей, раскрывают кражи, гоняют дебоширов, делают улицы безопаснее. Наверное, поэтому министр внутренних дел России Рашид Нургалиев ввел новые критерии оценки работы сотрудников - теперь будет учитываться мнение граждан.
Как оценивает работу своей милиции население города Кашина? Корреспондент "РГ" услышал от местных жителей немало рассказов о мздоимстве, грубости и бездействии милиции. С наступлением темноты милицейские патрули с улиц исчезают. Им на смену приходят компании подвыпивших подростков, которые буйно резвятся всю ночь. Более того, по соседству с ГИБДД находится увеселительное заведение, где, по слухам, молодежи продают наркотики. Интересно, дошли ли эти слухи до милиции? Один мелкий предприниматель поведал, как к нему в магазин пришли милиционеры и попросили денег якобы на лечение своего коллеги. И подобных "просьб" - немало.
Однажды в городе произошла кража - угнали три пассажирских "Газели", работавших как маршрутные такси. Вскоре в милицию поступил сигнал: автомобили видели в полусотне километров от города. Если бы сразу организовали погоню, угонщиков не сложно было настигнуть. Но им дали спокойно уйти - экипажи ДПС вообще не выехали по сигналу. Преступление не раскрыто.
Для жителей Кашина этот автоугон оказался роковым - в городе не стало недорогого общественного транспорта. Совсем. Зато в разы выросли доходы частных таксистов. Ведь кашинцам, чтобы добраться из одного конца города в другой, теперь приходится платить не менее 50 рублей вместо пяти за автобусный билет.
Вероятно, надзирающим органам есть смысл разобраться в причинах такой милицейской нерасторопности - вдруг выявятся некие связи с предприимчивыми людьми, заинтересованными в установлении транспортной монополии в районе? Зато руководство милиции самое деятельное участие принимает в "разборках" предпринимателей. Так, один дачный кооператив нанял коммерческую фирму для проведения межевания своего земельного участка и даже заплатил аванс. Но фирма свои обязательства не выполнила, и кооператоры решили расторгнуть договор. Для переговоров пригласили главу фирмы. Так вот, на "стрелку" вместо директора коммерческого предприятия приехал лично начальник ОВД Кашинского района полковник милиции Юрий Лялин. Зачем? Это входит в его милицейские обязанности? А главное - полковник Лялин сделал это совершенно бескорыстно?
Все эти истории не улучшают имидж милиции в глазах горожан. И если оценку сотрудникам начнут ставить сами жители, как того требует министр и будущий закон "О полиции", вряд ли многие местные стражи порядка окажутся на своих должностях.
Любопытно, что отзывы простых людей полностью совпадают с мнением главы городского поселения Валерия Карюгина:
- Страшно, когда преступление совершается участковыми, ближе которых к гражданам сотрудников милиции нет.