Высшим политическим руководством страны поставлена задача через пять лет обновить на треть весь парк военной техники, в том числе - бронетанковой. Задача вполне решаема.
Между тем именно в танках - той части военной техники, где наша страна сорок лет была несомненным лидером, мы стали уступать армиям НАТО. Объективной эту ситуацию назвать никак нельзя.
С 2001 по 2010 год в России было выпущено и поставлено в войска с учетом модернизированных машин порядка 400 танков. За это же время страны НАТО произвели и приняли на вооружение 4500 новейших машин. Стоит отметить, что в НАТО в строю находятся танки только последней и предыдущей модификаций. Общий срок их службы, по мнению экспертов, не превышает десяти лет. Более старая бронетехника либо выводится в резерв, либо подвергается капитальному ремонту и глубокой модернизации.
В наших Сухопутных войсках танков, выпущенных и глубоко модернизированных за текущую десятилетку, около четырех процентов. Остальные машины выпущены до 2000 года. При этом в строю находятся одновременно с Т-90 такие танки, как Т-72 и Т-80 самых ранних образцов и даже Т-62, выпуск которых был прекращен еще в 1972 году. А в арсеналах продолжают храниться не только Т-55, но и Т-34/85.
Девяносто лет назад, 31 августа 1920 года, из ворот завода "Красное Сормово" выкатился первый отечественный танк "Борец за Свободу тов. Ленин". Он был полной копией французского "Рено". Но уже с 1924 года силами Техбюро Главного управления военной промышленности ВСНХ начато проектирование чисто российских танков. А в 1944 году, спустя всего двадцать лет, отечественная школа танкостроения и советская танковая промышленность заняли лидирующее положение в мире. Не американские, а советские танки Т-34 и ИС-2 стали символами победы во Второй мировой войне. Последующие сорок лет, вплоть до середины 1980-х годов, ведущие западные фирмы, в том числе американские и немецкие, во многом копировали те новации, которые впервые появлялись на наших танках. Кстати, скопировать они смогли далеко не все.
По словам директора - главного конструктора Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения Владимира Домнина, отечественные танки превосходят западные по следующим параметрам: у наших более низкий силуэт и меньшая масса, а значит - меньшая заметность на поле боя. Автомат заряжания позволяет вести огонь из пушки со скорострельностью 8 выстрелов в минуту. Лишь нашим конструкторам удалось разместить в объеме в полтора раза меньшем, чем у западных машин, артиллерийский комплекс калибра 125 мм. Лишь у нас есть комплекс танкового управляемого вооружения. По показателю "цена/качество" наши танки до сих пор превосходят западную бронетехнику.
Вместе с тем, как считают эксперты, "Абрамсы", "Леопарды", "Леклерки" и "Челенджеры" последних моделей имеют гораздо более лучшие, чем у наших машин, системы управления огнем, включающие самые современные компьютеры и комплексы ночного видения. У них более мощные орудия при меньшем калибре (120 мм), более высокая защищенность и живучесть, впрочем, при значительно больших массе и габаритах, более мощные дизельные силовые установки. Наконец, все танки НАТО оснащены боевыми информационно-управляющими системами.
Однако причин для отчаяния нет. Как сказал "РГ" Владимир Домнин, западные ноу-хау для нас каким-то недостижимым технологическим секретом не являются. Многие из этих новшеств освоены производством и даже испытаны на полигонах. Модернизированные танки Т-72БА, Т 80БА, Т-80УА, Т-80У-Е1 и Т 90А практически ни в чем не уступают новейшим танкам НАТО. Все эти машины приняты на вооружение Указом президента РФ от 16.04.2005 г. N 435Ф и Приказом министра обороны РФ от 27.05.2005 г. N 043.
Но... В Гособоронзаказе с 2011 года таких танков нет. В войсках новейшая бронетехника массовой так и не стала. И это не понятно ни тем, кто танки проектирует и производит, ни тем, кто на них должен воевать.
Стоит сказать, что у создателей российских боевых машин есть проекты танков совершенно новых поколений. Появление их не только вернет нашей бронетехнике лидирующее положение, но и сохранит его на десятилетия вперед. Увы, из последних высказываний первого заместителя министра обороны Владимира Поповкина, отвечающего за вооружение Российской армии, следует, что финансирование перспективных НИОКР в танкостроении сворачивается и, возможно, будет вообще прекращено.
При огромной территории и большой протяженности сухопутной границы России лишь Сухопутные войска могут реально сдержать любого агрессора. Главной же ударной силой этих войск были, есть и останутся только бронетанковые части. Это настолько очевидно, что, кажется, и не требует особых доказательств. А может быть, требует?
Досье "РГ"
В настоящий момент танковая отрасль России, которой исполнилось 90 лет, объединена в единое целое и способна оперативно решать любые научно-технические, конструкторские и производственные задачи. Указом президента РФ от 27.08.2007 г. N 1102 организована Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод". В корпорацию вошли восемь заводов, пять КБ и семь НИИ бронетанковой и артиллерийской отраслей. Предприятия корпорации обеспечивают полный цикл исследований, разработки, производства, модернизации, сопровождения и утилизации образцов БТВТ, артиллерии и гражданской техники. Головным предприятием является собственно Уралвагонзавод - крупнейший поставщик танков в мире. На самом заводе, находящемся в Нижнем Тагиле, и по его документации на других предприятиях выпущено более 150 000 танков.