Новости

31.08.2010 00:23
Рубрика: Культура

Одержимые вы мои!

Под занавес трудного августа в очередь выстроились здравствующие юбиляры - Георгий Данелия, Петр Тодоровский, Валентин Гафт.

В пятницу случилась развязка сериала "Одержимый" на Первом канале. Впрочем, на 5-м каждую неделю происходит по две развязки.

Потрошители

Я сначала думал, что одержимые - это исключительно детектив Коля (Дмитрий Марьянов) и его любимая женщина Жанна (Мария Машкова) - симпатичная журналистка из желтой газетенки. Они и вправду маниакально увлечены друг другом и расследованием преступлений убийцы-маньяка.

На самом деле истинные и истовые одержимые в сериале - это собственно маньяки. И тот, кто резал девушек в городе Лондоне более ста лет назад - легендарный Джек-потрошитель. И этот, что продолжил его дело в наши дни в городе Санкт-Петербурге - некий господин Маврин (Даниил Спиваковский).

Тот прятался за спину своего брата священника. Этот, то есть наш, законспирировался гораздо тоньше. Он - музейный сотрудник, серьезный ученый и к тому же инвалид бог знает какой войны.

К тому же такой милый, интеллигентный человек в бытовом общении и при дневном свете. Настоящий Джекил, который так не похож на самого себя, что злодействует по ночам под именем Хайд.

Оба убийцы резали не корысти ради (в том числе и сексуальной), а по идейным соображениям.

Идейные мотивы у них сходные - очищение общества от скверны проституции. Причем наш Потрошитель пошел дальше; он нацелился своим ножом-скальпелем еще и на вторую древнейшую профессию - на представительницу таблоидной прессы, не столько разоблачающей преступников, сколько торгующей разоблачениями.

Понятно, что его жертвой должна была стать девушка Жанна. И стала бы, если бы не детектив Коля.

Что несколько ослабило напряжение детективной интриги, так это, как ни странно, участие в фильме актера Спиваковского. Нет, он в профессиональном отношении очень приличный актер. Но дело в том, что за ним закрепилось уже довольно устойчивое амплуа героя с двойным дном. Посему тень моего подозрения сразу легла на открытого и вроде бы вполне простодушного "музейного червя". Даром что он казался еще и явно эпизодическим персонажем с отчетливо выраженной служебной функцией. Но такова особенность детективного жанра (как и шахматной композиции, между прочим), что все явное и очевидное скрывает тайное и невозможное. А в тихом болоте черти водятся.

...Отечественное "криминальное мыло" давно уже испытывает дефицит новых идей, сюжетов и талантливых исполнителей. Последнее откровение по этой части -- "Глухарь". Но он - изобретение трехлетней давности. Все варианты преодоления кризиса перепробованы и многие опошлены. Детектив как игра ума и воображения практически умер на нашем телеэкране.

Как его уже только не пытались в последние годы реанимировать. Какие только не были опробованы приправы к уголовной шараде... Политика, геополитика, история, конспирология, мифология, мистика... И все не впрок.

Сериал "Одержимый", в котором смешано сразу несколько приправ, можно вкушать без отвращения, как говаривал Виктор Борисович Шкловский по другим аналогичным случаям. На это есть свои причины. За плечами постановщика Евгения Звездакова все-таки чувствуется добротное кинематографическое образование. Над фильмом работал один из лучших современных российских операторов - Сергей Мачильский. Сценарий писан человеком, поварившимся в соку следовательской практики и имеющим кинодраматургический опыт - Еленой Топильской, автором "Тайн следствия". Ну и как не заметить, что в сериале заняты артисты, умеющие в кадре быть достоверными. Это помимо поминавшихся Марьянова и Спиваковского Андрей Ургант, Светлана Крючкова, Владимир Чернышов...

Утешил и happy end. Можно вроде бы расслабиться. Но я вот о чем подумал: а не подвергнуть ли джеков-потрошителей "Суду времени", имея в виду истовую одержимость одного из участников этого шоу - Сергея Кургиняна?

Линия защиты Джека

Аргументы и пафос стороны обвинения понятны. Доказанные преступления, их жестокий характер, их осознанность и т.д. Вердикт: виновен.

Все как в случае с коллективизацией: кровожадность, жестокость и плюс масштаб жертв - не десятки жизней, а миллионы жизней. Преступная вакханалия оказалась оправданной на "Суде времени" присяжными-телезрителями.

Главный резон защиты: без коллективизации погибла бы страна.

Линия оправдания Сталина-потрошителя: да, ужасно, что гибли невинные люди, но так надо было. Надо было спасать помимо страны историю страны, без которой нам, современникам, не стоит жить.

Пользуясь схемой и риторическими ухватками господина Кургиняна, я бы мог попробовать оправдать всех джеков-потрошителей, вместе взятых.

Да, они жестоко казнили девиц легкого поведения, выражаю свое глубокое, поверьте, искреннее сочувствие их родным и близким, их предкам и их потомкам. Но дело ведь не только в том, что Джек тронулся умом. Само общество находилось в глубочайшем нравственном упадке. А проституция - это только вершок пагубного аморализма. И если общество, его государственные институты, его либеральная идеология ничего не могут противопоставить этому процессу, то что оставалось идеалисту-одиночке на краю разверзшейся перед ним пропасти безнравственности?.. Он заглянул в нее и ужаснулся. И он решил ужаснуть мир.

Да, Джек-Маврин избрал неверные средства избавления человечества от скверны. Но ведь с его точки зрения на кону стояла Мораль, без которой человек не является человеком. Без которой он, человек, станет кем-то другим. Он станет мутантом. Теперь скажите мне, господа, мы этого хотим?

Теперь я попрошу вывести на экран восьмое доказательство. Перед вами график роста преступной проституции на улицах и площадях города Лондона более ста лет назад. Мы отчетливо видим на нем прямую падения вниз как раз в тот период времени, когда распространились слухи об убийце-маньяке. Да, гибли проститутки, которые тоже человеки. Да, в городе царил страх. Но скольких молодых девушек этот страх предостерег от падения в аморальную бездну.

Кроме того, столь радикальная позиция Джека, она, как и большевизм, имеет глубокие исторические корни. Вспомним флорентийского монаха Джироламо Савонаролы с его идеей и практикой этической революции еще в ХV веке.

Я прошу рассказать о ней и прокомментировать свидетеля защиты доктора исторических наук, автора прекрасной книги о великом итальянце Пупкина-Дрюпкина.

Пупкин-Дрюпкин излагает героико-романтическую историю маниакального моралиста Савонаролы.

После его горячительного монолога я говорю присяжным заседателям: вы видите, как непросто обстоит дело в ходе развития человеческой цивилизации. Как она трагична и как она прекрасна! И без таких трагедий-предупреждений ее развитие вообще было бы невозможно. И Великобритания без Джека-потрошителя забыла бы Бога. А Россия без Октября, Гражданской войны и душегубских репрессий вообще бы сгинула.

***

Любопытно, чем бы кончился "Суд времени" над Джеком-потрошителем, если бы его защищал Сергей Кургинян?