Новости

01.09.2010 00:50
Рубрика: Власть

Профессионалы модернизации

Дмитрий Медведев провел заседание Госсовета, посвященное профтехобразованию

Накануне десятилетия Государственного совета России президент Дмитрий Медведев провел очередное его заседание, посвященное развитию профессионального технического образования.

Государственный совет в его современном виде появился на свет благодаря указу президента 1 сентября 2000 года, поэтому вчерашнее его собрание вполне по праву считалось юбилейным. Глава государства, конечно, поздравил всех губернаторов и причастных к деятельности Госсовета за прошедшие годы с круглой датой. "С момента создания Госсовета главы регионов получили дополнительные возможности влиять на выработку стратегических решений в нашей стране, стратегических направлений государственной политики. И очень много решений стали результатом этой совместной работы", - подчеркнул президент. За десять лет в формате Госсовета рассмотрели более ста вопросов.

- Самое главное, что мы смогли сделать, - это сохранить единство страны, задать ориентиры для развития государства в будущем, - заявил Дмитрий Медведев. - Мы добились подъема национальной экономики и выдержали натиск глобального экономического кризиса.

Этими оценками десятилетней деятельности глава государства и решил ограничиться, тем более что высокое собрание в Георгиевском зале Кремля в первую очередь было посвящено одному вполне практическому вопросу, а не празднованию круглой даты.

На повестку дня было вынесено будущее профессионального технического образования с привязкой его к модернизации экономики. Именно поэтому на заседание Госсовета пригласили и членов Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Дмитрий Медведев напомнил, что контуры развития системы профессионального образования зародились едва ли не вместе с Госсоветом, когда появилась концепция развития образования. В последние годы в рамках нацпроекта "Образование" создавались условия для повышения качества работы учреждений профессионального технического образования. "Один из важнейших принципов - экономический", - считает глава государства. Суть его - в софинансировании профтехобразования. "Без софинансирования профтехобразования оно не может развиваться полноценно, и в этом софинансировании должны участвовать как государственные бюджеты, так и представители бизнеса", - подчеркнул Медведев.

Правда, не всегда и не везде деньги являются панацеей. В прошлом году весь бюджет системы образования составил 1,75 триллиона рублей. В этом году он на 100 миллиардов больше. "Такими деньгами необходимо правильно распоряжаться", - указал Медведев. А у нас, признал он, несмотря на огромные расходы на систему, она все равно остается слабо конкурентоспособной.

В первую очередь в нынешних условиях, когда страна встает на путь модернизации, необходимо устранить сложившийся в 90-х годах перекос в сторону высшего образования. "Очевидна нехватка специалистов, выпускников начального, среднего профобразования", - заявил Дмитрий Медведев.

Президент Группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров привел данные: современная система образования готовит 80 процентов выпускников с высшим и только 20-с начальным и средним профессиональным образованием. Рынок же сегодня требует обратной пропорции. "Кто руками будет продвигать эти инновации? Вопрос стоит остро", - подчеркнул он.

Проблема в том, что в стране отсутствует система массовой подготовки квалифицированных рабочих кадров. Крупный бизнес для себя эту проблему решил, взяв под крыло конкретные ПТУ или подписав соглашения с нужными вузами. "Для остальной экономики подготовка рабочих профессий остается острым вопросом", - подчеркнул Прохоров.

Проблема кроме прочего кроется и в методологии. В стране отсутствует современная национальная система квалификаций рабочих профессий. Сейчас в России используются еще советские системы, которые включают 7 тысяч рабочих профессий. В развитых странах, сообщил глава ОНЭКСИМ, их 600-800. Сейчас идет работа по приведению единых квалификационных тарифных справочников к современному виду, но закончить ее планируется в первом квартале 2012 года. "Нужно эту работу завершить в самой короткой перспективе", - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Сложнее решать проблему престижа рабочих профессий, когда у многих, как заметил Прохоров, рабочий ассоциируется с Равшаном и Джамшутом из передачи "Наша Russia". Необходимо популяризировать эти профессии - некоторые члены Госсовета даже вспоминали советский опыт с его фильмами о монтажниках-высотниках. "Но эта работа не должна быть тупой, - предупредил Медведев. - Сейчас же, что показывают - выглядит кисло. Для популяризации рабочих профессий все средства хороши. Но - умные средства".

А Прохорову и остальному бизнесу глава государства напомнил, что во многом и бизнес должен ориентировать российскую систему профобразования под свои интересы. "Чтобы профессиональное техническое образование было переориентировано на нужды перспективных производств, нужны региональные отраслевые прогнозы потребности в кадровых ресурсах, - указал глава государства. - То есть нужен четкий заказ: сколько специалистов, какого уровня, какой квалификации требуется в масштабах страны". Заниматься формированием этого заказа государство должно вместе с предпринимательским сообществом, хотя Медведев против возвращения системы распределения студентов.

И платить за осуществление этого заказа, напомнил президент, бизнесу не мешало бы. Такие возможности, уверен он, есть везде. В тех регионах, где нет крупных предприятий, можно набирать пулы из предпринимателей средней руки, заинтересованных в подготовке определенных специалистов. Эти пулы могли бы брать на себя софинансирование образовательной сети.

По-прежнему остро стоит вопрос и о повышении качества образования и преподавательской мобильности. В том числе должно перестать быть экзотикой преподавание в наших вузах зарубежных профессоров. "Такого рода опыт должен быть поставлен на поток. Это не должны быть единичные исключения, - подчеркнул президент, напомнив времена дореволюционной России, где значительная часть преподавательского корпуса состояла из иностранцев. - Не потому что наши были плохие, а потому что необходим образовательный обмен".

Задумываться о преподавательской мобильности внутри самой России впору еще и потому, что в ближайшие годы из-за демографического спада сократится количество учащихся в вузах, а значит, освободится и большое количество преподавателей. Губернатор Томской области Виктор Кресс подсчитал, что таких будет чуть ли не до 100 тысяч. Он и предложил направлять их в том числе в сферу профессионального образования.

- Нам действительно нужно подумать, как поступать с профессиональным преподавательским составом, - согласился Дмитрий Медведев. - Это очень тонкая тема. Есть возможности перераспределения преподавателей в наиболее успешные вузы, есть возможности объединения вузов. Нет смысла держать такие штаты, если у университета нет студентов.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко пошел выше и предложил ввести ротацию для ректоров вузов. То есть ректор успешного вуза не может занимать свою должность больше двух-трех сроков. "Это позволило бы усилить всю систему в целом и дать возможность двигаться вперед тем людям, которые в этом вузе выросли", - считает министр. "Здесь, мне кажется, механического подхода быть не должно", - заметил глава государства, но в целом идею отметать не стал.

- Без радикального улучшения профессионального образования никакая модернизация у нас не получится, и мы будем жить в технологически отсталом обществе, - заключил Дмитрий Медведев. - Но мы должны заниматься всеми этими вопросами в привязке к конкретной жизни. Здесь не может быть абстрактных разговоров.

В качестве удачного примера работы он назвал нацпроект "Образование", в котором деньги были привязаны к определенным планам. Причем деньги шли не только федеральные, но и региональные, и бизнеса. Это помогло многим средним специальным учебным заведениям, поэтому практика должна быть продолжена. "Продолжение национального проекта должно распространяться и на систему начального и среднего профессионального образования", - предупредил Медведев.

Регионам же - особенно тем, кто раньше не задавался этими вопросами, - президент предложил разрабатывать собственные программы развития профтехобразования. И даже подкинул им стимул. "Будет дано поручение финансовой поддержки на конкурсной основе региональных программ развития профессионального образования", - пообещал глава государства.

Дискуссия на темы, поднятые Госсоветом, развивалась не только в Георгиевском зале, но и в Интернете, где многие чиновники, включая президента и ряд губернаторов, завели себе блоги или аккаунты в Twitter, а развитие современных технологий позволяет пользоваться ими, не отрываясь от столь важного государственного процесса.

Этим и раньше уже грешили отдельные продвинутые чиновники, но впервые публично "попался" губернатор Кировской области Никита Белых, который записал в Twitter, что идея президентских лицеев, приписанная его коллегой Крессом президенту, на самом деле принадлежит ему.

Справедливость была восстановлена. "Вот Никита Юрьевич Белых, который сидит и пишет в Twitter прямо с заседания Государственного совета - видимо, больше заняться нечем, - отметил, что идея государственных президентских лицеев - это его идея, - заметил Дмитрий Медведев прямо на заседании. - Я абсолютно с этим согласен. Это была ваша идея, а не моя. Но от этого, может быть, она не становится хуже".

"Сдал" Белых помощник президента Аркадий Дворкович, сам регулярно ведущий "прямые трансляции" разных заседаний в своем микроблоге. Кировский губернатор прямо так и написал: "Ну вот;(@advorkovich слил мой репортаж Президенту. Таковы издержки информационного общества;(". "Просьба сильно не ругать. Это сильно оживило процесс. Плохих последствий - не будет", - ответил ему Дворкович.

Ответил губернатору и президент. "Да, таковы издержки информационного общества. Главное, чтобы это от работы не отвлекало, верно?" - появилась запись в микроблоге президента. "Полностью согласен, но, во-первых, я внимательно слушал, а во-вторых, доклад Кресса был разослан за неделю и был прочитан", - оправдался Никита Белых опять же через Twitter.

Власть Работа власти Госуправление Общество Образование