В Екатеринбурге разгорается полемика вокруг решения мирового судьи Ленинского райсуда, которая реабилитировала нецензурную брань, признав "три известных слова" не оскорблением, а междометиями.
Поводом для "реабилитации" послужил скандал в стенах Уральского финансово-юридического института. В сентябре 2008 года президент вуза Анжелика Виноградова принародно обругала проректора этого же заведения с использованием ненормативной лексики, чему стали свидетелями не менее десятка студентов. Причиной послужил личностный конфликт - супруг, ушедший от одной женщины к другой.
После долгих проволочек дело, возбужденное по статье 130 УК РФ "Оскорбление", дошло до суда. На основании экспертного заключения и современной версии Словаря Даля суд не признал Виноградову виновной, поскольку "в современной речи данные слова употребляются как междометие, выражающее расстройство, негодование": в словаре напротив упомянутых слов пометки "бранное" не имелось. Сейчас дело о "трех словах" добралось до суда второй инстанции.
Как объяснили "РГ" юристы, определяющим в "оскорбительных" делах служит личное мнение судьи и экспертное заключение. При этом эксперт может ссылаться на словари, которые подчас составляются вовсе не маститыми лексикографами, а непрофессионалами. А в общем и целом ситуация печальна: филологи дружно сетуют на упадок речевой культуры и возросшую междометную функцию нецензурных слов. Они все чаще употребляются для связки, как служебные части речи или слова-"паразиты", и преднамеренное оскорбление в таких случаях исключается.
- Но если нецензурное слово адресовано конкретному лицу и публично выражено, оно является оскорблением: решение принимается, исходя из контекста, - отмечает филолог Анна Плотникова.
- Употребление матизмов делает оскорбление в десятки, сотни раз более оскорбительным. Они усиливают негативную оценку до максимального предела, - считает ее коллега, председатель Свердловского отделения Союза писателей Юрий Казарин. - К сожалению, брань в русском языке стала обыденной, и решение судьи только зафиксировало печальную реальность.