Итоги нынешнего жаркого лета подвело минздравсоцразвития.
Выяснилось, что из-за аномальной жары и смога от лесных пожаров смертность по России в минувшем июле оказалась на 8,6 процента выше, чем в это же время год назад.
Но больше всех пострадала столица, где смертность увеличилась на 50,7 процента, а в отдельные дни, как ранее сообщал руководитель департамента здравоохранения города Андрей Сельцовский, она превышала обычную почти вдвое: в день умирало не 360-380 человек, а 700.
Впрочем, говорят эксперты, испытание не прошло бесследно ни для кого.
"Все, кто был в Москве с 15 июля по 15 августа, прошли через новую зону риска, а потому нуждаются в наблюдении", - недавно заявила первый заммэра Москвы Людмила Швецова. Чем же городские власти готовы помочь горожанам? Какие выводы сделали из случившегося?
Жара косила старух
Торфяники вокруг Москвы нынче горели не впервые. Но никогда пожары не длились так долго. К тому же на фоне температуры воздуха, зашкаливавшей под +40. Комплексное воздействие на организм, по мнению медиков, и было самым губительным. Кислородное голодание, которое испытывали москвичи, главный терапевт столицы Леонид Лазебник сравнил с затянувшейся высокогорной болезнью. "Ее последствия будут испытывать еще долго, а может быть, и до конца жизни", - считает он.
Тяжелее всего переносили нехватку воздуха пожилые москвичи. Именно старшее поколение горожан в возрасте от 71 до 99 лет, по словам Андрея Сельцовского, и понесло самые большие потери. В народе же говорят: "Жара выкосила старух", имея в виду, что старики до этого возраста не доживают. И в самом деле, в Москве, где продолжительность жизни заметно больше, чем по стране, женщины живут в среднем до 76 лет, а мужчины - до 69.
Конкретные причины смертности медикам еще предстоит выяснить после того, как они получат данные морфологических исследований. Пока достоверно известно то, что 55-60 процентов обращений в поликлиники и звонков по "03" было от людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями и нарушениями системы кровообращения. Тех, кто перенес инфаркт или инсульт, страдает ишемической болезнью, сердечной недостаточностью, нарушениями ритма сердца, а также гипертонией.
По данным главного кардиолога города Давида Иоселиани, осложнения у них происходили чаще всего на догоспитальном этапе. "В кардиологических стационарах смертность не увеличилась", - констатировал он.
Специалисты ожидали обострения и легочных заболеваний. И, как подтвердил главный пульмонолог Москвы Андрей Белевский, обращались хроники за помощью действительно чаще, но обошлось без тяжелых осложнений. Скорее всего, самых тяжелых больных в это время в городе просто не было - кто-то уехал в санаторий, кто-то на дачу. Спасло легкие москвичей и то, что воздух в пик задымленности в городе был сухим. Если бы он был влажным, то повышенное содержание серы соединилось с водой и москвичи дышали бы тогда по сути слабым раствором серной кислоты. К счастью, этого не было.
Чистая среда
Лучшее лекарство от копоти, по мнению специалистов, чистая среда. Тем, у кого легочные заболевания выявят впервые, Андрей Белевский предложил давать отпуск, чтобы они могли выехать на чистый воздух. Трудно сказать, как на это отреагируют работодатели, но пенсионеров власти уже вывозят в санатории и на курорты Крыма и Кавказа, где отдохнут две тысячи пожилых москвичей. Отправятся в здравницы и 10 тысяч детей. Например, в "Камчии" - новом московском лагере в Болгарии, смогут отдышаться три тысячи школьников. Самых маленьких санатории примут вместе с родителями.
Во время отдыха начнется первичное обследование состояния здоровья москвичей. Одновременно углубленная диспансеризация ведется и в городе. Давид Иоселиани считает, что внимание нужно сосредоточить прежде всего на группах высокого риска (тех же сердечниках и легочниках), хорошо известных в каждой поликлинике. Одних врачи пригласят на прием в поликлинику, к другим придут сами домой, третьих госпитализируют. Итогом работы станет реестр больных групп высокого риска. В будущем он поможет медикам оперативно прийти на помощь самым слабым в любой экстремальной ситуации.
Поддержку властей получило и предложение разработать комплекс гимнастических упражнений для органов дыхания, которые будут показывать по ТВ, чтобы их освоило как можно больше людей. Самый простой совет медиков тем, кто опасается за свои легкие и бронхи: пройти флюорографию. Правда, хороший снимок легких - еще не гарантия того, что проблемы не проявятся в будущем. "Куда опаснее отдаленные последствия от воздействия взвешенных частиц продуктов горения", - считает начальник кафедры пульмонологии Государственного института усовершенствования врачей минобороны Александр Синопальников. К сожалению, дедлайн, после которого наблюдение можно будет прекратить, определить пока никто не может.
Противоядие от коллапса
В лечебных учреждениях началась инвентаризация оснащенности кондиционерами (которые могут и охлаждать воздух, и подогревать его). "Мы должны быть готовы к любым термальным коллапсам - хоть к +40, хоть к -40", - подчеркнула Швецова. Она убеждена, что больше должно быть антисмоговых центров, впервые минувшим летом открывшихся на базе 123 районных центров социального обслуживания. Если бы их не было, многие пенсионеры просто задохнулись бы в жару в своих тесных квартирках.
Особый акцент - адресной работе с горожанами. "Многие москвичи объясняли свое самочувствие плохой погодой, - говорил Давид Иоселиани. - И успокаивали себя: всем плохо, и мне плохо. На самом деле у них обострялась болезнь. В этот момент необходимо было менять лечение: одним увеличивать дозы, другим, наоборот, снижать, так как в жару чувствительность гипертоников к прописанным препаратам усиливается". Другими словами, следовало немедленно отправляться к врачу, а люди об этом не знали.
Уроки московского лета-2010 медики до конца года обсудят на врачебных общегородских конференциях и разместят на официальных сайтах городского департамента здравоохранения. Москвичи уверены: их опыт работы в будущем не только поможет всем врачам, но и подскажет рядовым жителям столицы, как лучше защитить себя в экстремальных ситуациях.
У вас есть вопросы по последствиям жары 2010? Звоните по "горячей линии" департамента здравоохранения Москвы:
тел. 8 (495) 251-14-55 с понедельника по пятницу с 8.00 до 20.00;
или по дежурному номеру: тел. 8(495)251-83-00 (круглосуточно)