01.09.2010 23:26
Поделиться

Незрячий липецкий альпинист открыл две новые горные вершины

Житель Чаплыгина Николай Орлов стал первым незрячим российским альпинистом, дерзнувшим покорить вершины Памира.

Любовь к альпинизму 23-летнему воспитаннику липецкой школы-интерната для слабовидящих Николаю Орлову привил его преподаватель физкультуры, председатель Федерации мультиспорта и экстремальных гонок Липецкой области Алексей Чернобай. Он сумел рассмотреть в Николае спортсмена и волевого человека. Коля играл в футбол для слепых, активно занимается велоспортом, принимал участие в походах и спусках в пещеры. Вместе с ними покорять "крышу мира" отправился еще один подвижник паралимпийского движения в регионе - замначальника управления по связям с общественностью администрации Липецка Алексей Логинов. Решение идти втроем обеспечивало приемлемую по весу и качеству раскладку груза на всех участников, страховку в единой связке и, главное, - доверие.

- Когда я услышала про альпинизм, вначале просто не отнеслась к этому серьезно, - вспоминает мама Николая Ольга Викторовна. - Потом поговорили с тренером и он меня убедил, что это безопасно. Хотя, естественно, волновалась за сына. Успокаивало лишь, что он часто звонил домой, сообщал - какие отметки преодолели сегодня.

Главной целью экспедиции была вторая по высоте вершина Памира - пик Ленина (7134 метра). Здесь смельчаки хотели водрузить флаг Липецка и заложить капсулу с родной землей. К слову, таким образом липчане замахнулись на мировой рекорд. Только один незрячий альпинист сумел покорить высочайшие горы всех континентов - американец Эрик Вейенмайер. Но на Памире он не бывал.

Сначала все шло по плану. Липчанам удалось взойти на пик Воробьева высотой 5691 метр. Это - выше Эльбруса, который Николай Орлов, кстати, покорил еще в 2008 году, став первым незрячим альпинистом нашей страны, вступившим на самую высокую гору Европы. Но покорение "семитысячника" так и осталось для Николая мечтой. По словам Алексея Логинова, из-за несогласованности между турфирмами липчанам не обеспечили вертолетную заброску к подножию пика Ленина.

К счастью, вовремя подоспело предложение коллег из Федерации альпинизма Таджикистана - взойти на какую-либо из горных вершин Гиссаро-Алая. И хотя максимальные высоты этой горной системы едва превышают пять тысяч метров, на многие из них официально еще никто не вступал. В Гиссаро-Алае липецкая команда открыла две горные вершины. Одну из них - на 3702 метра - назвали пиком Сочи-Паралимпийский-2014, другую - на 3685 метров - пиком Любимой Женщины (Николай посвятил открытие своей маме). Скоро эти названия появятся на географических картах.

- Конечно, было сложно, ведь я по-своему представляю эти вершины, какие они, - рассказывает Николай. - Шли долго, на горных высотах трудно было дышать. А выручало то, что поднимались в связке и помогали друг другу.

- Тема Памира возникла не случайно, - рассказывает Алексей Логинов. - Потому что для Николая спорт - возможность социализироваться в жизни. Также это своего рода подготовка к участию в Паралимпийских играх. Горы четко показывают уровень комплексной физподготовки. В Памире мы более трех недель провели на больших высотах. Для организма - это серьезная нагрузка, но Николай ее выдержал. Есть идея восхождения на Мак-Кинли - высшую точку Северной Америки. Николаю проще двигаться по снегу и льду, и когда на Памире мы столкнулись с камнями в рост человека, ему было тяжело их преодолевать. А еще есть мечта подготовить первый Паралимпийский поход на Северный полюс с людьми с ограниченными возможностями. Когда мы два года назад обращали внимание некоторых чиновников на то, что у парня есть перспективы участвовать в Паралимпийских играх, это пропустили мимо ушей. Теперь Николай доказал, на что способен. На его счету семь вершин, из них два пятитысячника и два первопрохода, что и для здорового человека немало.