01.09.2010 23:55
    Поделиться

    Петербургские следователи готовят себе замену, начиная с университетской скамьи

    Следственному комитету при прокуратуре России в этом году исполняется 3 года.

    7 сентября отметят день рождения своего ведомства и сотрудники следственного управления следственного комитета при прокуратуре Санкт-Петербурга. В их нелегкой работе новый праздник совсем не лишний.

    Очевидное - невероятное

    Эта история произошла в 1998 году. Убили пожилую женщину - экстрасенса, травницу и предсказательницу. Оценив объем работы, сыщики схватились за голову: установить, опросить и определить непричастность к преступлению такого количества народу было крайне сложно. Но помощь пришла неожиданно.

    Один из колдунов позвонил следователю петербургской прокуратуры Андрею Лавренко и попросил срочно приехать на условленное место. Колдун принес на встречу старую пожелтевшую фотографию выпускников 9-го класса и, указав на одного из них, заявил, что этот человек поможет узнать истину.

    Сыщики нашли человека с фотографии. К убийству травницы он оказался непричастен, но смог вспомнить, что накануне видел у дома убитой группу цыган. Впоследствии оказалось, что именно они совершили зверское преступление - с целью ограбления.

    Сейчас Андрей Лавренко возглавляет следственный комитет следственного управления при прокуратуре России по Санкт-Петербургу. Рационального объяснения этой истории у него нет до сих пор. Наверное, это та самая сыщицкая удача, которой следователи неизменно желают друг другу. Однако одного везения в этой профессии мало. К нему обязательно должен прилагаться целый комплекс знаний, моральных и личностных качеств.

    Наука и техника

    Парадокс заключается в том, что при обилии юридических вузов и академий в России не готовят профессиональных следователей для прокуратуры. Петербургские сыщики разработали свое "ноу-хау", которое еще раз подтвердило, что "все новое - это хорошо забытое старое". Сейчас при следственном комитете действует институт общественных помощников следователей - то, что в советское время называлось наставничеством. Еще студентами молодежь погружается в профессиональную среду, получает не только теоретические знания, но и практические навыки, а заодно оценивает свою пригодность к будущей работе. На этом этапе отсеивается примерно половина всех кандидатов в следователи. Еще 10 процентов уходят в течение первого года работы. По мнению Андрея Лавренко, это очень высокий показатель, и связан он прежде всего с условиями работы, постоянной стрессовой ситуацией, а также невысокой по сравнению с коммерческими структурами зарплатой.

    - Многие оказываются просто не готовы так жить, - поясняет глава петербургского СКП. - Им нравится работа, но не иметь выходных, постоянно выезжать на место преступления, в том числе по ночам, видеть кровь, грязь и одновременно иметь перед глазами пример своих однокашников, которые работают за большие деньги и совершенно спокойно, - это не каждый выдержит.

    Конечно, сейчас работать следователям в определенном смысле легче, чем 20 лет назад. Техника шагнула так далеко вперед, что даже сравнивать сложно. Например, еще не так давно генетическая экспертиза стоила баснословно дорого, а делали ее на просторах СССР всего два учреждения. Сейчас по всей России уже создаются картотеки генетического и дактилоскопического материала, и недалек тот день, когда с помощью экспертизы ДНК и генетических банков будет раскрываться большинство преступлений.

    Существует и методика, которая позволяет снять с места преступления - например, квартиры потерпевших - 100 процентов отпечатков пальцев, разделив их при этом на темные и светлые, старые и новые, с различного вида поверхностей. Однако не про все свои секреты и технические "примочки" следователи спешат рассказывать. Чем меньше о методах следствия знают преступники, тем легче работать следователям.

    Как создаются легенды

    К счастью для граждан, примерно 40 процентов от всего количества выпускников юридических вузов, решивших избрать для себя профессию следователя, остаются работать в системе. Среди петербургских сыщиков уже даже появились легенды новейшего времени. Сейчас доля раскрытых убийств в Петербурге доходит до 85 процентов, во многом - благодаря профессионалам, таким как Борис Анатольевич Смирнов.

    Он начал работать в середине 1990-х, а сейчас Борису Анатольевичу 43 года, ему поручают самые сложные дела. Например, именно Смирнов работал по "банде санитаров". Бывший старший санитар городского патологоанатомического бюро Петербурга Валерий Бурыкин создал из работников городских моргов банду киллеров, на их счету более двух десятков преступлений - это взрывы, поджоги, избиения и убийства. Некоторые из них так и остались недоказанными. Тем не менее все члены этой преступной группировки получили различные сроки наказания. Самого Бурыкина посадили на 16 лет, он отбывает наказание в колонии строгого режима.

    Одним из самых сложных дел Смирнова стало дело против сотрудников милиции. В одном из отделов милиции был обнаружен труп подозреваемого в преступлении с огнестрельным ранением головы. В кабинете на тот момент находились три сотрудника милиции, которые сообща выдвинули стройную версию: погибший был наркоманом и в момент помрачения рассудка схватил пистолет со стола в кабинете и выстрелил себе в голову.

    Версия на первый взгляд была правдоподобной. Эксперты пришли к заключению, что такое могло быть, на руках и одежде милиционеров следов выстрелов обнаружено не было. Однако Борис Смирнов провел самое скрупулезное расследование и установил, что самоубийство в отделе милиции в действительности было убийством, а причиной послужила женщина. Причем романтики в преступлении не было ни на грош - один из милиционеров сожительствовал с женой убитого, пока тот находился в местах лишения свободы. Женщину он шантажировал тем, что ее отказ скажется на муже.

    Кстати, Борис Смирнов, хоть и вошел уже в историю петербургского сыска и не мыслит себя без любимой работы, черствым сухарем все же не стал. У него прекрасная семья, множество хобби, а еще Борис Анатольевич является ярым поклонником петербургского "Зенита". И даже умудряется ездить с любимой командой на все выездные матчи. Говорит, что при правильно организованной работе это можно себе позволить.

    Поделиться