Владимир Левченко: Через три года ГУПы уйдут со свердловского рынка

Новая стратегия, предложенная министерством по управлению госимуществом Свердловской области (МУГИСО), поддержана на уровне руководства региона, но критикуется представителями госпредприятий. Об основных положениях новой стратегии корреспонденту "РГ" рассказал министр Владимир Левченко.

Российская газета: Владимир Иванович, поводом для сегодняшнего разговора послужили выступления ваших оппонентов. Суть их претензий сводится к тому, что МУГИСО "объявило войну ГУПам", стало похоже на коммерческую организацию, которую интересует лишь получение прибыли, тогда как министерство должно выполнять и другие функции, в том числе социальные.

Владимир Левченко: Государство может и должно эффективно управлять своим имуществом. Вполне естественно, что новые подходы встречают сопротивление. Многим не нравится ужесточение контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий, смена их руководящего состава, проведение аттестации директоров ГУПов по инициативе министерства.

Согласитесь, что сохранять имущество, которое приносит только убытки, обычный собственник не будет, не будет этого делать и государство.

Понимаю, что это звучит кощунственно по старым, советским меркам: министерство зарабатывает деньги. Но сегодняшняя реальность такова. МУГИСО должно пополнять бюджет всеми законными способами. Поэтому сейчас основная задача - максимально капитализировать имущество Свердловской области.

РГ: Какое количество ГУПов будет ликвидировано, какое - реорганизовано и акционировано уже до конца текущего года? И чего ждать в 2011-2012 годах?

Левченко: Я убежден: от "пассивных" предприятий, которые не оказывают существенного влияния на социально-экономическое положение области и не зарабатывают деньги для бюджета, надо избавляться. Реорганизация направлена в первую очередь на повышение управляемости предприятий и оптимизацию расходов на содержание их управленческого аппарата.

Всего планируется акционировать 22 предприятия. Два ГУПа будут переданы в муниципальную собственность, 23 будут реорганизованы. К ликвидации готовятся семь предприятий. Все ликвидируемые ГУПы убыточные, никакая санация им не поможет, у них нет экономических перспектив. В итоге к 2012 году в регионе должно остаться всего 24 государственных унитарных предприятия.

РГ: Каковы основные критерии оценки ГУПа и его руководства?

Левченко: Рентабельность и финансовая устойчивость. Сегодня каждый ГУП предоставляет на согласование ежегодную финан-сово-хозяйственную программу деятельности и отчет руководителя за предыдущий период, чего раньше не практиковалось. В программе содержатся основные показатели работы: планируемый объем выручки, рентабельность, сколько отчислений от прибыли поступит в казну.

Кроме того, введена обязательная аттестация руководителей ГУПов на межведомственной комиссии по эффективности управления государственной собственностью Свердловской области. Если человек не соответствует занимаемой должности, готовится представление о расторжении трудового договора, которое отправляется председателю правительства области. Окончательное решение принимает именно он.

В 2010 году на аттестацию приглашены 36 руководителей ГУПСО. Из них тридцать директоров были аттестованы, один аттестацию не прошел, пять человек были аттестованы с условием выполнения рекомендаций комиссий и с повторной переаттестацией через год.

Кроме того, четыре руководителя были уволены по ст. 278 п. 2 Трудового кодекса РФ и 12 директоров, не дожидаясь аттестации, написали заявления о расторжении трудового договора по собственному желанию.

РГ: То есть судьбу ГУПов определяет не только МУГИСО?

Левченко: Безусловно, мы всего лишь инструмент. Существует график реорганизации, обсуждение перспектив каждого предприятия выносится на заседание областного кабинета министров, окончательное решение принимается правительством области с учетом мнения отраслевых министерств.

РГ: В чем, на ваш взгляд, причина низкой рентабельности ГУПов? В неквалифицированном руководстве или в том, что бизнес сам по себе неперспективен?

Левченко: Из 77 действующих ГУПов Свердловской области в ведении МУГИСО находятся всего три. Остальные закреплены за отраслевыми министерствами. Например, типографии - за минпромом, их явно надо укрупнять: сегодня эти предприятия перебиваются с копейки на копейку. Оборудование в массе своей изношенное либо загружено максимум на десять процентов. Более-менее рентабельные ГУПы относятся к министерству сельского хозяйства. Например, все птицефабрики по итогам 2009 года перечислили в бюджет области 77,5 миллиона рублей, из них 37 миллионов было перечислено птицефабрикой "Свердловская". Это максимальный показатель среди всех ГУПов.

Основные доходы по линии управления госимуществом бюджет все-таки получает не от ГУПов, а от продажи, сдачи в аренду зданий, помещений и земли. План текущего года - 1,167 миллиарда рублей. Отчисления ГУПов составят всего 110 миллионов.

РГ: С вашей точки зрения, ГУПы вообще имеют право на существование в современной экономике?

Левченко: По большому счету они выполнили свое предназначение на определенном этапе развития страны. Думаю, года через три-четыре они уйдут с рынка.

РГ: Некоторое время назад общественность широко обсуждала фантастические доходы руководителей ГУПов. Приводились примеры, когда среднегодовая зарплата директора превышала объем годовых отчислений предприятия в бюджет.

Левченко: Сейчас все приведено в соответствие. Со всеми руководителями ГУПов перезаключены трудовые договоры. Разработан новый порядок определения размера оплаты труда. Заработная плата руководителя ГУПа теперь состоит из двух частей: оклад и вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Оклад зависит от количества работников и показателя средней выручки. Премия - от выполнения плана, но не выше 50 процентов от суммы трех ежемесячных окладов. Если не выполнен план по показателю "чистая прибыль", премиальное вознаграждение не выплачивается.

РГ: Какие доходы планирует получить область от акционированных ГУПов?

Левченко: Сам по себе процесс акционирования дохода не принесет, однако откроет для ГУПов новые возможности. Нет сомнений, что для многих этот шаг станет единственным способом удержать свою долю рынка. Акционерные общества, в отличие от госпредприятий, более мобильны в принятии решений, и общий уровень руководства там выше, так как каждый акционер отвечает за работу собственными средствами. Кроме того, планируется ввести в руководство создаваемых АО представителей государства, которые смогут контролировать работу предприятий и в случае необходимости накладывать вето на какие-то решения.

РГ: Вам не кажется, что акционерные общества более уязвимы для рейдерских атак?

Левченко: Вы имеете в виду приватизацию? Это следующий этап после акционирования, когда собственник в лице правительства области принимает решение: какие активы оставить у себя, какие продать, чтобы привлечь инвестиции. Акционирование не создает угрозы рейдерства и не является самоцелью. Это одно из стратегических направлений государственной политики. Будет ли предприятие в дальнейшем приватизировано или 100 процентов акций останется в руках области - вопрос тактики.

РГ: В регионе свыше тысячи госучреждений - их тоже ждет сокращение?

Левченко: Нам бы хотелось навести порядок и в этой сфере, все-таки активы областных учреждений оцениваются в 19,3 миллиарда рублей (для сравнения: активы всех ГУПов - порядка 4,9 миллиарда). Но у МУГИСО нет правовых полномочий: областные учреждения относятся к отраслевым министерствам. На сегодняшний день учреждения в обязательном порядке согласовывают с МУГИСО все сделки по сдаче имущества в аренду. Доходы от заключаемых ими сделок поступают напрямую в бюджет области.