01.09.2010 23:56
    Поделиться

    Руководителям уральских предприятий невыгодно организовывать полноценный отдых для подчиненных

    Минздравсоцразвития РФ представит на рассмотрение в Госдуму законопроект "Об основах охраны здоровья граждан в России", который предписывает работодателям открывать комнаты психологической разгрузки для персонала.

    Между тем уже не первый год существует ряд других нормативных актов, обязывающих руководителей создавать на рабочих местах комфортные условия для отдыха сотрудников. Об этом гласят Трудовой кодекс, Санитарные правила и нормы, Строительные нормы и правила. Однако далеко не все директора предприятий и организаций внемлют букве закона.

    - У нас на работе есть кабинет с диванами, тренажерный зал, душевые, столовая с кухонным гарнитуром и бытовой техникой. В коридоре стоит стол для пинг-понга, - рассказывает сотрудница телефонной компании Светлана Бегунова. - Некоторые коллеги, заработавшись допоздна, иногда даже остаются здесь ночевать.

    А руководители одного из местных банков решили открыть для подчиненных, которым приходится проводить день, не сходя с места, массажный кабинет. Менеджер по работе с персоналом одной из екатеринбургских IT-компаний Ольга Садым сообщает, что в офисе, кроме прочих удобств, есть спортивный зал для занятий йогой и самбо.

    - Коллектив - это наш актив, поэтому мы стремимся создать для него наиболее комфортные условия. Можно сказать, инвестируем в отдых, - заявляет Станислав Стригунов, глава другой компьютерной фирмы, в которой специалисты снимают напряжение в комнате с мягкой мебелью, телевизором, настольным хоккеем. К слову, неподалеку от офиса находится квартира, в которой сотрудники могут передохнуть, пообедать, даже принять душ - он был особенно популярен в жару.

    А вот сауны и бассейны на добывающих предприятиях - это не роскошь, а необходимость. Отмыться от забойной пыли в обычном душе проблематично.

    Специалисты Государственной инспекции труда в Свердловской области рассказывают, что специальные комнаты, в которых персонал может отключиться от рабочей суеты, нередко оборудованы на крупных промышленных предприятиях, преимущественно горнодобывающей, металлургической, газовой отраслей. Кроме того, о комфорте подчиненных заботятся финансовые учреждения, логистические компании, операторы связи, железнодорожники. А также руководители дизайнерских, рекламных, компьютерных фирм, которые понимают, что креативные идеи не могут рождаться в плохих условиях.

    Зато полноценно расслабиться во время перерыва имеют возможность далеко не все работники органов государственной службы, медики и педагоги. Оставляют желать лучшего условия для релаксации работников машиностроительных, коммунальных, транспортных, а также агропромышленных, мясных и рыболовных предприятий.

    Ну и вовсе в черном теле держат трудящихся отечественные продуктовые гипермаркеты и маленькие торговые точки, где проектно-бытовые помещения часто используются в качестве складов. В отличие от них максимально комфортные условия предоставляют коллективам представительства крупных иностранных торговых компаний в Свердловской области.

    Хотя, надо признать, нередко условия создаются исключительно для галочки. Так, в одном из гипермаркетов в Екатеринбурге есть кабинет, где сотрудники теоретически могут восстановить силы. Но вход в него осуществляется по карточкам, которые фиксируют, когда сотрудник заходил и сколько времени провел. Так что он обычно пустует.

    - В советское время отдых был организован значительно лучше, - подчеркивает начальник отдела легкой промышленности, сферы услуг и государственных учреждений Государственной инспекции труда по Свердловской области Михаил Овчинников. - Например, на первоуральском швейном предприятии был оборудован солярий, где на теплом песке работницы могли расслабиться и позагорать. Но в годы перестройки песок пошел на строительство, а комнату приспособили для других нужд. Подобная ситуация и на других производствах: большинству уральских руководителей можно поставить тройку с минусом за быт подчиненных.

    Пока получается, что работодателям дешевле заплатить административный штраф в несколько тысяч рублей, нежели выделить помещение и приобрести все необходимое для того, чтобы служащие могли полноценно отдохнуть в обеденный перерыв. К слову, для физических лиц штраф составляет от одной до пяти тысяч рублей, для юридических - 30-50 тысяч.

    Но дело не только в скупости капиталистов. После кризиса у многих организаций попросту нет денег на то, чтобы создавать уют на рабочих местах. При высоких производственных издержках целесообразнее тратиться на самые неотложные нужды.

    Президент Союза малого и среднего бизнеса Владимир Лобок рассказывает, что на рубеже веков, когда уже появилось понятие корпоративной культуры и у коммерсантов еще водились лишние деньги, предпринимательскую среду захлестнула волна заботы о персонале.

    - Но когда грянул кризис, бизнесмены осознали, что их подчиненные разучились трудиться: постоянно отвлекаются на разговоры и перекуры, - замечает эксперт. - Чтобы оптимизировать рабочий процесс, пришлось избавиться от чрезмерных удобств, мешающих сотрудникам сконцентрироваться на деле.

    А вот медики, напротив, придерживаются мнения, что полноценный отдых помогает как можно дольше сохранять работоспособность. Начальник отдела охраны труда и промышленной безопасности одного из подразделений крупной уральской горно-металлургической компании Евгений Порошин также признает, что релаксация во время перерыва положительно сказывается на эмоциональном состоянии сотрудников, что, в свою очередь, влияет на качество их работы. Поэтому в цехах есть бильярдные и теннисные столы, настольные игры - шашки, шахматы, нарды.

    Сотрудники компаний, об отдыхе которых печется руководство, признаются, что ценят это внимание и стремятся не злоупотреблять удобствами. А нередко и вовсе отказываются от них, чтобы успеть выполнить всю работу.

    Поделиться