Инициатором введения дифференцированной оплаты проезда стал комитет по транспорту городской администрации. Новая система, скорее всего, начнет действовать уже с 1 октября.
В некоторых российских мегаполисах (Москве, Новосибирске, Самаре) при оплате проезда в общественном транспорте у пассажиров есть возможность применять многотарифное меню. Оно подразумевает систему скидок в зависимости от количества совершаемых поездок, а также от внесенной суммы и баланса на счете. С пополнением электронного кошелька большей суммой размер скидок возрастает, а цена одной поездки снижается. Например, в столице помимо льготных проездных билетов внедрена система оплаты с использованием электронных платежей, позволяющая экономить на каждой поездке до 30-50 процентов ее стоимости.
Екатеринбургские чиновники пока не называют конкретных цифр - проект еще проходит согласование в Региональной энергетической комиссии. Но в любом случае обещают, что индивидуальный подход к пассажирам будет обеспечен.
- Система скидок позволит, с одной стороны, сдержать рост тарифов, с другой - увеличить поток оборотных средств, необходимых для развития транспорта, - говорит председатель комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации Екатеринбурга Алексей Курлыков. - Ежедневно услугами муниципального транспорта в Екатеринбурге пользуются 350 тысяч постоянных пассажиров. В их интересах мы и вводим дифференциацию оплаты. Чем больше человек совершает поездок, тем меньше он должен платить за билет. Мы дадим такому пассажиру возможность благодаря электронной карте при очередном повышении платы за проезд остаться на том тарифе, который существует сегодня, - 12-14 рублей. В то же время эта мера позволит транспортному предприятию увеличить доход за счет тех, кто пользуется транспортом нерегулярно. Возрастет и поток оборотных средств: деньги будут быстрее поступать на расчетные счета автопредприятий.
Бюджетных затрат, считает Курлыков, новая схема не потребует. Муниципальный транспорт в Екатеринбурге уже полностью оборудован электронными приборами учета. Потребуется лишь изменить программное обеспечение терминалов. Пластиковая Е-карта (единый электронный билет) стоит 75 рублей, срок ее службы пять лет. При новой системе скидок активный пассажир сможет окупить ее за пару месяцев.
А выгодно ли новое меню коммерческим перевозчикам, доля которых в общественном транспорте Екатеринбурга составляет 20-28 процентов? Оказывается, все неоднозначно. Частников настораживает недостаточно четкий механизм реализации схемы.
- Применять эту систему в коммерческом транспорте есть смысл только в двух случаях, - рассуждает директор одной из частных транспортных компаний Юрий Минин. - Первый - если появится единая транспортная карта для "муниципалов" и "частников". Либо наоборот - чтобы каждый крупный перевозчик мог ввести такую карту для своих постоянных пассажиров. Только тогда появится финансовая прозрачность распределения средств, получаемых при перевозке пассажиров. Пока же неясна схема наших возможных финансовых взаимоотношений с мэрией и компанией-оператором. Если мы начнем использовать Е-карту, кто и как будет распределять средства на расчетные счета того или иного перевозчика? Сегодня, насколько мне известно, эту функцию выполняет один оператор. Но деньги перечисляются не моментально, а это уже неудобно, и оператор берет до пяти процентов с оборота - это очень большая сумма.
Правда, частные перевозчики отмечают и плюс: безналичный расчет при оплате проезда позволит решить проблему воровства денег отдельными кондукторами, из-за чего автопредприятие порой теряет не один десяток тысяч рублей в месяц.
Екатеринбуржцы тоже бурно обсуждают предстоящее нововведение в блогах. С одной стороны, все признают, что "электронный кошелек" удобен для пассажира - не надо каждый раз доставать мелочь, достаточно приложить к считывающему устройству кондуктора карточку. С другой стороны, в некоторых городах, где уже действует такая система, невозможно заплатить "безналом" за проезд своего спутника - устройства не принимают оплату с одной карточки более одного раза за поездку. Правда, и в этом есть плюс - кондуктор не сможет как бы "случайно" снять средства за один проезд дважды.