02.09.2010 17:20
    Поделиться

    Готовимся к ЕГЭ. Занятие 1: Пишем рецензию-эссе

    Добрый день, уважаемые ученики и родители, а также все, кто хочет правильно говорить и писать по-русски. Мы начинаем курс подготовки к ЕГЭ с автором пособия "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю" Мариной Владимировной Карнауховой.

    Акцент будет сделан на наиболее сложных заданиях ЕГЭ. Предлагаем следующий алгоритм подготовки.

    1. На занятии вашему вниманию будет предложен теоретический материал по определённой теме и задания.

    2. Вы выполняете эти задания.

    3. На следующем занятии будут даны ответы, с которыми вы можете свериться.

    Кроме того, вы можете присылать свои вопросы по ЕГЭ и просто по русскому языку.

    Начнем с подготовки к части С, то есть к написанию сочинения (рецензии-эссе).

    Занятие 1

    Тема текста. Субъект - действующее лицо, или производитель действия, и объект. Тематика художественного произведения

    Без темы текста быть не может, тема - это то, про что текст. Только применительно к абстрактному термину "тема текста" понимается это "про что" очень широко. Дело в том, что число тем, выступающих предметом авторского внимания (предметом речи), стремится к бесконечности - человеку интересно буквально всё. В связи с этим предлагаем вам темы, объединённые общими признаками.

    1. Субъект - человек (автор, рассказчик, герой произведения, персонаж) или животное. Субъект выступает в тексте действующим лицом, или производителем действия. Понятно, что действующих лиц может быть несколько.

    При раскрытии темы, где предметом авторского внимания выступает субъект, автор акцентирует внимание на "признаках предмета": на чертах лица и характера человека, деталях его костюма, его поведении; на внешнем виде животного, особенностях его поведения. Примеры таких текстов - рассказ А. Чехова "Ионыч", повесть Г. Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо".

    2. Объект - дом, класс, предприятие, природа, окружающая среда и т. п. Объект выступает в тексте не действующим лицом, а предметом, способным изменять своё качество или состояние.

    В этом случае автор обращает внимание на "состояние предмета": на внешний вид здания, на окружающую природу, на происходящие с ней изменения, на предметы интерьера (Что такое интерьер? Словарь!). Пример такого текста - упражнение 4 с двумя отрывками про грозу.

    3. Событие, во время которого определённым образом проявляет себя субъект - производитель действия.

    В этом случае автор показывает произошедшее событие, где принимает участие или за которым наблюдает он сам, герой либо персонажи. Автора интересует поведение действующих лиц в рамках происходящего события. Пример такого текста - рассказ А. Чехова "Лошадиная фамилия".

    4. Цепь взаимосвязанных событий, во время которых определённым образом проявляет себя субъект - производитель действия или персонажи.

    Автора интересует, как меняется поведение действующих лиц, их характер, мировоззрение в цепи взаимосвязанных событий. Пример такого текста - рассказ Л. Толстого "После бала".

    5. Размышления (рассуждения) автора или действующего лица о субъекте, объекте, взаимоотношениях людей, событиях, вопросах бытия и так далее. Примеры таких текстов - любая критическая статья, в том числе многие тексты, предложенные в ЕГЭ, любое ваше сочинение.

    Вы, очевидно, обратили внимание, что для примера, иллюстрирующего ту или иную тему, достаточно привести название произведения. Однако не всё так просто. Во-первых, название может содержать как понятие, так и образ, то есть быть метафоричным. Так, прочитав название научного доклада "Доказательства присутствия жизни на Марсе", сразу можно понять, что предмет авторского внимания - объект, планета Марс, а также размышления по поводу наличия на этой планете жизни. А о чём говорит, например, название газетной статьи "Соломоново решение"? Зная значение данного фразеологизма, можно предположить, что речь пойдёт о какой-то проблеме, требующей принятия правильного, хотя и компромиссного решения, но всё равно, чтобы в этом убедиться, надо прочитать статью. Названия же литературных произведений чаще всего трактуются неоднозначно. Так, по названию "После бала" можно догадаться, что внимание автора рассказа будет уделено объекту - самому балу и какому-то важному событию, случившемуся потом. И мы действительно узнаем о случае, сыгравшем роковую роль в жизни героя. Но только ли в случае дело? Человек - его переживания, поступки, потери, приобретения - вот что волнует литературу, а уж жизненные ситуации, где раскрывается человеческая натура, придуманы писателем.

    Во-вторых, тема произведения может быть шире названия. Разве рассказ "Ионыч" только об Ионыче, а повесть "Белый Бим Чёрное ухо" - только о собаке? Нет, там представлены и событие, и развитие событий, и рассуждения персонажей. Только всё это встречается во фрагментах основного текста - эпизодах, больших абзацах, главах, через которые читатель выходит на главную тему, потому что писатель, чтобы высветить своего героя, должен поставить его в различные жизненные ситуации. Поэтому когда исследуют тему художественного произведения, особенно крупных форм, говорят о его тематике в рамках единой, главной, темы.

    Раскрыть тему - значит обосновать её название на основе анализа текста. Анализировать - значит задавать вопросы и отвечать на них, ибо еще древние говорили, что лучшее знание - это знание, усвоенное в форме вопроса.

    Обратитесь к любому варианту ЕГЭ - там текст, у которого нет названия. Для анализа это не принципиально, потому что, чтобы понять тему любого небольшого текста, надо:

    а) двигаться вниз по абзацам, чтобы выявить тему каждого абзаца (подробнее об абзаце как микротеме текста мы еще поговорим);

    б) для этого ответить на вопрос "О чем говорится в этом абзаце?". Ответ на этот вопрос - микротему каждого абзаца - записать в виде тезиса (это очень важно, записанные тезисы составят вашу аргументацию к обоснованию авторской позиции);

    в) на основании ответов выявить тему текста. Озаглавить тест исходя из его темы.

    Проделайте дома эту работу на материале текста из книги Марины Карнауховой "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю".

    (1) Одно из самых очаровательных воспоминаний детства - это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку". (2) Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.
    (3) Уже зрелым человеком я прочёл записи Марины Цветаевой о Пушкине. (4) Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая "Капитанскую дочку", с таинственным наслаждением всё время ждала появления Пугачева. (5) У меня было совсем другое. (6) Я с величайшим наслаждением всё время ждал появления Савельича.
    (7) Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (8) Невероятная трогательность. (9) Разве Савельич раб? (10) Да он на самом деле хозяин положения! (11) Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12) Он беспомощен против неё, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему. (13) Ещё почти ребёнком, слушая чтение "Капитанской дочки", я чувствовал комическую перевёрнутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14) Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15) Любовь - главнее всех.
    (16) Видимо, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.
    (17) Главным и неизменным признанием удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18) В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придаёт жизненные силы.

    (Ф. Искандер) (237 слов)

    Этот текст будет служить полигоном в оттачивании умения писать эссе, а также иллюстрацией разнообразных правил и моделей русского языка.

    Консультация

    Ваш вопрос Марине Карнауховой:

    Поделиться