О задачах полпреда, оценке работы губернаторов и принципах управления регионом шла речь в беседе члена президиума Ассоциации юристов России Михаила Барщевского с полномочным представителем президента РФ в Уральском федеральном округе, членом президиума АЮР Николаем Винниченко.
Полпред уполномочен заявить
Михаил Барщевский: Николай Александрович, объясните, пожалуйста, в чем заключаются обязанности полпреда в федеральном округе?
Николай Винниченко: Полпред - это политическая фигура. Его основная задача - проведение политики президента на территории округа и входящих в него субъектов. Мы следим за исполнением экономических и политических инициатив главы государства, осуществляем контроль выполнения его поручений.
Барщевский: А какие у вас полномочия? Насколько я понимаю, вы не можете снять губернатора или министра правительства. С формальной точки зрения у вас административных полномочий ноль.
Винниченко: Наши контрольные функции непосредственно связаны с полномочиями. Аналог нашего контрольного департамента - Контрольное управление президента. По результатам проверок мы вносим предложения, в том числе и о наказании виновных.
Барщевский: Кому вы вносите предложения?
Винниченко: Руководителям тех органов, которые мы проверяем. А это губернаторы и руководители федеральных структур. Если говорить об ответственности самих губернаторов, наша позиция учитывается при принятии решений о продлении их полномочий и при назначении новых руководителей субъекта. Если речь идет о наказании руководителя федерального уровня, мы обращаемся к его начальнику в Москве.
Сейчас администрация президента прорабатывает возможность расширения полномочий полпредов с точки зрения их влияния на лиц, занимающих федеральные должности.
Барщевский: За что вы в большей степени отвечаете - за выборы или состояние дорог?
Винниченко: С меня как и с любого губернатора спрашивают за все. Нужно, чтобы и состояние дорог было удовлетворительным, и чтобы выборы проходили без нарушений, а главное, чтобы не возникало обострения социально-экономической обстановки. Кстати, последние президентские инициативы - модернизация экономики, повышение энергоэффективности, внедрение инноваций - это тоже непосредственно наша задача.
Барщевский: А вы какие-нибудь управленческие решения подписываете?
Винниченко: Если говорить об управленческих решениях в экономике региона, создан проект "Урал Промышленный - Урал Полярный". Фактически это государственная корпорация, капитал которой сформирован за счет вкладов субъектов и нами контролируется. Сегодня он, по сути, выступает инновационным агентством по комплексному освоению окружной территории.
Определены четыре основных направления - строительство автомагистралей и железной дороги, геологоразведка и разработка сырьевой базы, энергетика, лесопереработка. Решения, которые принимаются при моем непосредственном участии, безусловно, управленческие. Например, недавно очередное заседание попечительского совета в Салехарде, где я председательствовал, определило стратегию развития корпорации в кооперации с субъектами.
Барщевский: А что в вашем регионе происходит со строительством дорог?
Винниченко: Регион делится на индустриальный юг, куда входят Свердловская и Челябинская области, здесь же и сельскохозяйственная Курганская область, и богатый природными ископаемыми север - Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа и Тюменская область. С дорогами плохо везде. Но в Свердловской, Тюменской и Челябинской областях, в Зауралье хотя бы развита дорожная инфраструктура. Хуже обстоит дело на северах. Сейчас мы в рамках глобальной стратегии экономического развития округа приступили к строительству дороги Салехард - Надым. Она необходима не только для доставки больших объемов жидких углеводородов в порты европейской части России, но и для освоения других богатейших месторождений Ямала.
Губернаторам ставят оценки
Барщевский: Скажите, вам помогают или, наоборот, мешают юридическое образование и опыт работы юристом в сегодняшней должности?
Винниченко: Сейчас помогают. В начале работы я ощущал давление собственного, скорее административного менталитета, который не позволял быть гибким в общении с губернаторами и при решении острых вопросов. Иногда мне просто хотелось стукнуть кулаком по столу и отдать команду выполнять. Потом я понял, здесь это не работает. Институт полпредства - не административная система в прямом смысле слова, а в большей степени система, выполняющая координирующую роль. У каждого субъекта свое видение развития региона. Мы решили унифицировать подходы, разработали единую систему оценки эффективности работы губернаторов. Надеемся, эти меры, а также внедрение духа соревновательности между субъектами позволит выровнять регионы. На этот счет у нас есть поручение президента.
Барщевский: Не жалеете, что ушли с чисто юридической работы?
Винниченко: Собственно, я на ней фактически остался. Почти все вопросы, которые приходится решать: оценка инициатив субъектов, совершенствование системы ЖКХ, бесперебойное функционирование оборонно-промышленного комплекса, работа с недобросовестными собственниками и даже производство зерновых в значительной степени связаны с юриспруденцией и правом.
Требуются конкуренты
Барщевский: Многие инициативы президента буксуют из-за отсутствия реальной политической конкуренции. Ощущение монополизма во власти делает всех ленными и не очень исполнительными. Если бы была настоящая альтернативная партия, она заставляла бы партию, находящуюся у власти, крутиться намного быстрее и эффективнее. Вы согласны с таким утверждением? Видите ли вы эту проблему на месте?
Винниченко: На мой взгляд, инициативы, озвученные в президентском Послании, как раз направлены на эволюционное изменение нынешней ситуации. Мы обобщали предложения, поступавшие с территорий, и готовили для администрации президента рекомендации, чтобы подготовить почву для создания в стране политической конкуренции. Последние выборы показали, что пассивность электората уходит, когда партии, их представители и выдвигаемые ими программы действительно конкурируют между собой. Конкуренция серьезно подталкивает партии не только для выработки креативных идей, но и для их реализации. Только не нужно действовать революционными методами. Политическая жизнь и взаимоотношения между партийными структурами - это очень тонкая материя. Ошибки здесь непозволительны. Эволюционный путь сведет их к минимуму.
Барщевский: Сейчас очень многие призывают остановить законодательный водопад - Ниагарский водопад законов. Вы, полпред президента, хотя бы успеваете прочесть все законы, которые принимает Госдума?
Винниченко: Нет, я их пробегаю, так же как и постановления правительства, стараясь уловить существо. То, что касается нашей проблематики, конечно, анализируется более глубоко. Все законы я прочесть не успеваю, говорю вам откровенно.
Барщевский: Ваше отношение к Ассоциации юристов России? Что вы ждете от этой организации?
Винниченко: Считаю ориентацию нынешнего руководства Ассоциации на практические дела совершенно правильной. Ассоциация должна участвовать, как сейчас и происходит, в выработке предложений для президента, экспертизе наиболее важных стратегических законопроектов, высказывать и доводить до общественности консолидированное мнение юридического сообщества по наиболее резонансным вопросам, волнующим общество. Очень интересный пласт работы - региональные нормативные базы. Здесь помощь ассоциации своим филиалам в субъектах незаменима. Когда я, будучи членом президиума ассоциации, возглавил округ, в половине субъектов не было отделений АЮР. Мы привлекли лучшие юридические умы, возобновили связи с нашими учеными, с Уральской государственной юридической академией и в течение полугода исправили ситуацию.
Барщевский: На мой взгляд, в наше административно-территориальное деление по национальному признаку заложена мина замедленного действия. Если в округах упразднить губернии, отсутствие формального разделения через 30-40 лет приведет к формированию российского народа. А сохранение административно-территориального деления во многих случаях в основном по национальному признаку - это путь в никуда. Согласны вы с этим тезисом?
Винниченко: В Уральском регионе существующая форма административно-территориального деления оправдана. В национальных образованиях - Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах серьезное внимание уделяется коренным и малочисленным народам. Статус их территорий позволяет лучше учитывать интересы коренного населения во взаимоотношениях с нефтяными компаниями. Ни одно решение по прокладке нефтепровода или открытию скважины не принимается без поддержки, оказываемой развитию региона.
Телефон "горячей линии" связи
полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе
в центральной приемной (343) 371-91-91,
620014, г. Екатеринбург, Набережная рабочей молодежи, 2.
Барщевский: Считаете ли вы, что восемь федеральных округов - это и есть идеальная модель административно-территориального деления России?
Винниченко: Может быть. Серьезных недостатков существующей системы управления я не вижу. Главный изъян находится на муниципальном уровне. По моему глубокому убеждению, в условиях посткризисного развития России более тысячи муниципальных образований, притом что они все дотационные, а большая часть сельских поселений даже не окупает затраты на содержание собственного аппарата, слишком большая роскошь. Тем более что на местах выявляется очень много недостатков.