В начальных классах подмосковных школ вводятся новые стандарты образования. Как изменится жизнь ребят? Где распахнут двери новые школы? Сложно ли найти работу выпускникам подмосковных вузов? На эти и другие вопросы ответила в ходе делового завтрака в "РГ" Лидия Антонова, министр образования Московской области.
700 миллионов на поддержку
Российская газета: Лидия Николаевна, накануне нового учебного года в Москве стали закрываться малокомплектные школы. В Подмосковье такая же ситуация?
Лидия Антонова: Нет. Практически все наши школы, которые работали в прошлом году, открыли двери и в этом. Даже в кризисные годы область поддерживала малокомплектные школы, которые по сути являются социокультурными центрами села. По решению губернатора Бориса Всеволодовича Громова на их финансирование в 2010-2011 годах будет направлено 700 миллионов рублей. Но при этом стараемся сокращать неэффективные расходы. Те школы, где трудно обеспечить качественное образование, реорганизуем, делаем их филиалами. Это позволяет сэкономить на административном аппарате, но при этом повысить возможности школьников получить хорошие знания и умения. В средних и старших классах близость школы не имеет уже такого большого значения, как в начальных. Поэтому вряд ли целесообразно вкладывать миллионы в те же компьютерные классы, если там будут заниматься семь человек. Ребята вполне могут ездить на занятия в школу, расположенную в ближнем городе. Если нет возражений со стороны родителей, так и происходит. Скажем, два года назад в Бронницах открылась просторная, прекрасно оборудованная школа. Помимо городских в ней учатся и ребята из семи-восьми деревень. Демографическая ситуация в Подмосковье улучшается и перед нами стоят задачи расширения сети школ. До конца года появятся девять новых учебных заведений.
РГ: А сколько первоклашек сели в этом году за парты?
Антонова: Более 77 тысяч, что на 12 тысяч больше, чем в прошлом году. А вот на 11-х классах еще сказываются последствия демографической ямы: туда пришло всего 25,8 тысячи человек (на 5 тысяч меньше, чем в 2009). Зато в 9-х классах по сравнению с прошлым годом прибавка на 15,4 тысячи человек. Там сейчас учатся 59,4 тысячи ребят.
С прибавкой!
РГ: Нехватку учителей не испытываете?
Антонова: К 1 сентября все вакансии были закрыты. Каждый год растет число молодых учителей. Если еще несколько лет назад к доске вставали по 400 свежеиспеченных педагогов, то в этом ожидаем 700. Радует тот факт, что среди нового пополнения в последнее время все больше знающих специалистов, которые хотят и могут работать творчески. Таких мы знаем поименно и стараемся всячески поддерживать. В том числе и материально. На поощрение лучших учителей из федерального бюджета Подмосковье получило 7,8 миллиона рублей плюс из областного выделено 22,6 миллиона рублей. 39 победителей профессионального конкурса получат премию по 200 тысяч рублей. 226 участников регионального этапа конкурса будут награждены именной премией губернатора Московской области - по 100 тысяч рублей.
РГ: До кризиса зарплата учителей повышалась ежегодно. Могут ли они рассчитывать на прибавку в ближайшее время?
Антонова: Во время кризиса удалось не допустить существенного снижения заработной платы учителей, сейчас средняя составляет порядка 22,5 тысячи рублей. В сравнении с работниками образования из других регионов подмосковные педагоги получают в полтора раза больше. А в этом году их оплата еще подрастет. Так из бюджета Московской области учебным заведениям направлено 254 миллиона рублей, что позволит увеличить размер стимулирующих выплат учителям в среднем на 868 рублей. Но это не означает автоматическую выплату данной суммы, ведь размер такого вида выплаты зависит от вклада конкретного педагога. К тому же в областном бюджете на 2011 год предусматриваются свыше 160 миллионов рублей на единовременную выплату в 2 тысячи рублей руководителям и педагогам подмосковных образовательных учреждений системы образования, здравоохранения, культуры, строительного комплекса, сельского хозяйства, физической культуры и спорта. Что же касается непосредственно заработной платы, то она будет повышена с 1 июня 2011 года. В итоге в среднем учитель станет получать 24,54 тысячи рублей - на 10,4 процента больше, чем сейчас.
РГ: Из-за кризиса область была вынуждена свернуть финансирование нескольких целевых программ. В том числе и по образованию...
Антонова: Ситуация в экономике улучшается. В 2011 году на финансирование целевой программы "Развитие образования в Московской области" из бюджета будет направлено 155 миллионов рублей. Планируется также направить 150 миллионов рублей на совершенствование организации питания школьников.
Школа полного дня
РГ: С этого учебного года начальные классы 97 школ переходят на новый стандарт образования. Как изменится жизнь учеников?
Антонова: Школы, которые перешли на новый стандарт, должны пересмотреть обычный регламент работы и предложить ученикам после уроков во второй половине дня программу развивающих занятий. В неделю на них отводится 10 часов. Это позволит уделять больше внимания и воспитанию школьников.
Школы вправе решать сами, какую выбрать программу. Это могут быть, например, спортивные занятия. Вместе с заслуженным тренером России Ириной Винер разрабатываем программы по художественной гимнастике. Есть опыт, когда школы объединяются для организации занятий по спортивным танцам. Мы призываем учителей выбирать доступные, понятные и полезные для детей программы. Я считаю, в рамках таких программ будет разумно, например, учить ребятам правилам этикета, воспитывать уважение к государственной символике России - гимну, флагу. Может быть, стоит просто учить необходимым бытовым навыкам - чинить простые электроприборы, пришивать пуговицы...
РГ: Вам не кажется, что было бы хорошо приучать ребят трудиться на благо ближнего. Сейчас молодое поколение часто упрекают в эгоцентризме...
Антонова: По закону, без согласия родителей учителя не могут привлекать детей к участию в трудовых мероприятиях. Но сейчас мы пытаемся подвигнуть детей к тому, чтобы они сами принимали решение взять, скажем, лопату в руки.
РГ: Каким образом?
Антонова: Например, в школьную практику вводим такую форму как классные советы. Это совсем не то, что классный час, на котором все обязаны быть и где проходит "общий разбор полетов". На классный совет можно прийти по желанию, и ребята обсуждают то, что хотели бы сами сделать, изменить. Здесь они могут открыться совершенно по-новому, что очень важно для учителя. Педагогический потенциал классного совета очень большой. Использовать его учит педагогов в рамках своего курса руководитель центра практической психологии образования Академии социального управления Московской области Светлана Кривцова.
РГ: В этом центре оказывают учителям помощь в разработке программ для нового стандарта обучения?
Антонова: Он и создавался для того, чтобы помочь учителям освоить новые технологии воспитания, так же как и Центр мониторинга рисков и социально-психологической помощи, которым руководит профессор кафедры психологии личности МГУ Галина Солдатова. Но каким бы продвинутым учитель ни был, у него мало что получится, если директор школы не начнет мыслить по-новому. Поэтому еще в 2000 году в Подмосковье создали Академию социального управления для переподготовки управленцев. Здесь мы обучаем руководителей образовательных учреждений, муниципальных образовательных систем. Поэтому, считаю, подмосковные педагоги в основном готовы к работе по новым стандартам.
РГ: Необходимо и соответствующее материальное обеспечение школ. На нехватку тех же компьютеров не жалуетесь?
Антонова: В 2003 году один компьютер приходился на 36 учащихся, сейчас - на 12. Так что с этим проблем нет. К тому же школы, работающие по новым стандартам, получат для организации занятий во второй половине дня субвенцию в 23 миллиона рублей.
РГ: В конце весны проводился конкурс архитектурных проектов школ, где ребята заняты полный день. Была информация, что здания будут строить за счет федеральных денег. В Московскую область они уже поступили?
Антонова: Нет, строим пока за свой счет. И уже введены в строй школы, где все было заранее предусмотрено для внеурочных занятий. Например, в селе Ерино Подольского района. Один блок отведен под учебный процесс. Переходом он связан с другим - для дополнительных занятий. Там отличный актовый зал, есть место для репетиций. Рядом со школой находится Дом творчества и спортивный комплекс со стадионом. В общем, есть, где развернуть творческую работу. Подобные школы выросли в Мытищах, Бронницах, других районах... Скоро их станет еще больше. Сегодня образовательный стандарт служит средством не фиксации состояния образования, а ориентирует на достижение его нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства.
...И квартира в придачу
РГ: Сейчас часто говорят о разрушении "социальных лифтов", которые в советские годы помогали, например, сиротам получить высшее образование. Это справедливо и для Подмосковья?
Антонова: Нет, число детей-сирот, которые идут в вузы, растет. В этом году я побывала на областном бале для выпускников детских домов. Там было около 400 ребят. Примерно треть из них выбрали вуз. Считаю, что немалую роль здесь играет поддержка, которую ребята получают от области. Во-первых, в подмосковных вузах студентам выплачивают неплохую стипендию. Обычная - 2,4 тысячи рублей, повышенная - 3 тысячи рублей, а для ребят-сирот - 6 тысяч. К тому же они обеспечиваются одеждой, обувью, выплачивается государственное пособие на учебники. Они находятся на полном гособеспечении. Таких в области 229 человек. А еще область вне очереди предоставляет сиротам отдельное жилье. Преимущественно ребята получают благоустроенные квартиры улучшенной планировки в домах-новостройках, иногда даже двухкомнатные. В этом году выделено свыше 700 миллионов рублей на жилье для 314 человек. Имея такой тыл, легче выстраивать свою судьбу, решаться на высокие задачи.
РГ: Легко ли найти работу молодому специалисту в Подмосковье?
Антонова: В прошлом году вузы, ссузы и ПТУ, подведомственные нашему министерству, выпустили 22,4 тысячи человек. Из тех, что окончили вузы, не нашли работу 64 человека (2 процента), ссузы - 116 человек (1,6 процента), профессионально-технические училища - 73 человека (0,8 процента). Наше министерство провело мониторинг и выяснилось, что труднее всего найти место свежеиспеченным управленцам, гуманитариям, тем, кто хотел бы работать в сфере обслуживания, на транспорте, в строительстве, или заниматься технологией продовольственных продуктов и потребительских товаров. Эти данные учли, когда планировали набор абитуриентов на 2010 год. Не пошли по пути простого сокращения набора на менее востребованные специальности, а стали вводить новые. Например, в Московском государственном областном социально-гуманитарном институте, который располагается в Коломне, появились программы: товароведение и экспертиза товаров, сервис транспортных и технологических машин и оборудования.
РГ: Сейчас говорят о том, что пора возвращать систему распределения молодых специалистов, которая существовала в советские годы. Вузы сами должны заботиться о вакансиях для своих выпускников.
Антонова: В наших вузах так и происходит. В каждом из них работают отделы и центры содействия выпускникам. Они проводят ярмарки вакансий, помогают найти фирмы, где можно пройти практику с дальним прицелом на работу... Помимо этого на базе Московского государственного областного университета создан региональный центр по информационному сопровождению федерального мониторинга трудоустройства. Советую выпускникам обращаться туда, ведь там аккумулируется вся информация о свободных вакансиях на территории Подмосковья. Помочь может и муниципальный координатор по вопросам содействия трудоустройству молодых специалистов, такая должность по предложению губернатора Бориса Громова есть в каждом муниципальном образовании. А вскоре начнет работать и региональная система содействия трудоустройству выпускников государственных образовательных учреждений профобразования, подведомственных нашему министерству. Сейчас она в стадии разработки.