Найти правильное решение в конфликте между банком и клиентом уже в октябре этого года поможет назначенный банковским сообществом финансовый омбудсмен.
Вчера была представлена кандидатура первого в России общественного защитника прав клиентов финансовых структур. Им стал член Комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев, у которого большой авторитет в банковской среде. И как депутат он уже не раз рассматривал конфликты между клиентами и банками.
Как сказал Медведев, он просто продолжит свою деятельность, но теперь имея общественный статус финансового омбудсмена. И пообещал разбирать конфликты, руководствуясь законом и здравым смыслом.
Пока в его компетенцию не будет входить рассмотрение вопросов, связанных с ипотекой. Но если потребуется, то займется и этими вопросами. Павел Медведев привел пример, когда к нему обратилась женщина, ожидающая второго ребенка и задолжавшая за ипотеку. Она готова была погасить свой долг перед банком за счет материнского капитала. Но необходимо было просто подождать, когда она родит ребенка. И хотя такая норма не прописана ни одним законом, но банк все-таки пошел на уступки.
В целом же институт финансового омбудсмена создается банками не только как механизм несудебного разрешения споров, но и для повышения привлекательности своих услуг для клиентов. В европейских странах такой институт уже давно действует. В России разговоры о нем шли с 2004 года. И вот теперь шесть банков, в основном те, у которых есть опыт взаимодействия с таким общественным институтом за рубежом, подписали соглашение принимать во внимание все решения омбудсмена.
Под резолюцией может поставить свою подпись любая финансовая структура. Напомним, что первой о создании такого института заявила Ассоциация российских банков. Но Павел Медведев не исключил, что и Ассоциация региональных банков России, возглавляемая депутатом Анатолием Аксаковым, тоже присоединится к данному процессу.
Отвечая на вопросы "РГ", он сказал, что у него хорошие отношения с Аксаковым и он попросит его пока не создавать еще один институт омбудсмена, чтобы не было путаницы. И чтобы на первых порах, когда процесс идет по зыбкой почве, "не спугнуть другие банки". Медведев признал, что именно финансовые системы повинны в появлении обманутых дольщиков на рынке строительства жилья. "Они обмануты псевдобанками, они дали псевдоструктурам, которые не имели лицензии, деньги в кредит. Собираюсь написать закон, который все расставит на свои места", - поделился с "РГ" планами Медведев.
Финансовому омбудсмену будет помогать аппарат, который на первых порах расположится в Ассоциации российских банков. А в дальнейшем станет более мощной самостоятельной структурой, сказал на презентации первого омбудсмена президент АРБ Гарегин Тосунян. Сам омбудсмен зарплату получать не будет, а аппарат планируют содержать на взносы банков. По опыту других стран, до 80 процентов конфликтных ситуаций решается именно аппаратом омбудсмена. Присутствующие на мероприятии представители банковской структуры отметили, что пока отсутствует единая прецедентная база данных разрешения конфликтов банков и вкладчиков, но она нужна, чтобы был единый подход, который бы распространялся на всю страну. Также аппарат омбудсмена намерен сотрудничать с Центробанком и Роспотребнадзором. По словам Тосуняна, в Центральном банке знают об инициативе его ассоциации и достаточно позитивно к ней относятся, но считают, что это прерогатива банковского сообщества. Поэтому если и будут как-то участвовать в развитии этого института, то только на уровне общественного совета. Тосунян считает, что и Роспотребнадзор мог бы также принять участие в этом общественном совете.