Сегодня на ВВЦ в Москве завершает работу XXIII Московская международная книжная выставка-ярмарка.
Она проходила в течение шести дней в новом, недавно построенном павильоне N 75 Всероссийского выставочного центра. На площади 30 000 кв. метров свою продукцию представляли 1500 издательств, предложившие книголюбам 200 000 наименований книг на разных языках мира.
Отличительной особенностью московской книжной ярмарки, ее, если угодно, главной прелестью, выгодно отличающей ее даже от такого гигантского книжного форума, как ярмарка во Франкфурте, является невероятное обилие культурных мероприятий: конференций, "круглых столов", дискуссионных клубов, гостиных, писательских выступлений и т. д. Они накладываются друг на друга, они идут в разных местах в одно и то же время, они не всегда правильно распределены и организованы, на них всегда не успеваешь, слушаешь их порой краем уха, но почему-то именно это запоминается больше всего и затем вспоминается весь год.
ММКВЯ - это ведь не просто ярмарка. Это огромный информационный котел. Повариться в нем несколько дней - и на весь год хватит информации для размышлений.
Но поговорим мы все-таки о новинках. Увы, мне показалось, что их количество в этом году было меньше прошлогоднего. Вероятно, сказался финансовый кризис, который отразился на книгоиздании спустя полгода. Новинки представляли в основном либо крупнейшие издатели (прежде всего это, конечно, "АСТ" и "Эксмо"), либо издательства поменьше, но традиционно заточенные на то, чтобы следовать в авангарде литературного процесса (московское "Время" и питерская "Амфора"), либо совсем уж новые издательства, пробивающие себе нелегкий путь на книжный рынок (очень любопытной показалась мне продукция издательства "Никея", которое специализируется на выпуске религиозной литературы и в то же время пытается занять свое особое место в сегменте художественной прозы, которую в данном случае пишут священники).
Общие тенденции развития книгоиздания в России, в общем-то, понятны и мало чем отличаются от аналогичных тенденций в других странах. Детская литература и справочники разного, в том числе и не самого добротного, сорта издаются и будут издаваться максимально широко и "цветасто". Всегда будет востребована и литература эзотерического толка, ибо чем больше механизируется жизнь, тем больше тянет людей к всевозможным "тайнам" бытия. На рынке художественной литературы давно и прочно лидирующую позицию занимает женская проза и проза о женщинах. Массовый читатель настоящего и будущего - это женщины средних лет. Они читают много, читают быстро и читают отнюдь не только женские романы.
Например, настоящий аншлаг наблюдался на презентации новой книги Марии Городовой "Сад желаний" на стенде "Российской газеты". А ведь это вовсе не роман, а переписка автора со своими читательницами о самых больных вопросах современности.
На первом месте в "топе" книгопродаж сегодня находится роман Александры Марининой "Жизнь после жизни". Но здесь мы имеем дело с важным явлением. Попытка Марининой "изменить" своей Насте Каменской и обратиться к серьезной семейной прозе обернулась для автора сначала удивлением, а затем охлаждением к ней ее преданных поклонниц. В новом романе Маринина вернулась к Каменской, и интерес к ней немедленно взлетел в небеса. Это говорит о довольно жесткой зависимости популярных авторов от своих читателей. Свободой творчества здесь не пахнет.
Издательство "АСТ" выпустило сразу несколько новинок современной прозы: романы Михаила Шишкина "Письмовник", Александра Иличевского "Перс", Олега Зайончковского "Счастье возможно", Алексея Слаповского "Поход на Кремль", Владимира Сорокина "Метель" - и это далеко не полный список. Отличилось в этом направлении и издательство "Время" - новые книги Олега Павлова, Петра Алешковского, Бориса Евсеева и др. В этом же издательстве вышла весьма неожиданная проза поэта Тимура Кибирова. "Время" продолжает выпускать также собрание сочинений Андрея Платонова.
В целом ярмарка прошла спокойно и достойно. Много книг, много знакомых и совсем новых лиц. И почему-то есть ощущение, что, несмотря на кризис и якобы угрозу со стороны электронной книги, "бумажная" книга в России переживает не самые плохие времена. Возможно, даже просто отличные.