Начало прямых израильско-палестинских переговоров в Вашингтоне между премьером Израиля Биньямином Нетаньяху и главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом вызвало яростную реакцию в Тегеране.
Выступая перед многотысячным собранием в Тегеранском университете по случаю традиционного "дня Иерусалима" президент Ирана Махмуд Ахмадинежад обрушился на переговоры, назвав их "мертворожденными". Он заявил, что "судьба Палестины будет решена на палестинской земле, а не в Вашингтоне, не в Париже и не в Лондоне". И решена она будет не переговорным, а вооруженным путем.
Президент был в таком гневе, что не удержался и перешел на личности: "Мы спрашиваем палестинцев: кто от вашего имени ведет переговоры? Кого представляет Аббас? Кто выдал ему мандат вести переговоры от имени палестинцев? Какое у него есть право говорить о Палестине? Какое у него есть право отдавать часть Палестины врагу?"
Этого не могли стерпеть уже в окружении главы автономии. Представитель главы ПНА Набиль Абу Рудейна заявил: "Тот, кто не представляет иранский народ, кто сфальсифицировал результаты выборов, кто подавляет иранский народ и обманом пришел к власти, тот не имеет права говорить о Палестине и ее президенте".
В том, что касается легитимности, обе стороны по-своему правы. На президентских выборах в Иране без подтасовок не обошлось, а у Махмуда Аббаса формальный срок председательства истек еще в прошлом году. Но проведение новых выборов в Палестинской автономии невозможно из-за того, что на Западном берегу и в секторе Газа правят враждующие политические фракции - аббасовская ФАТХ и проиранская ХАМАС. Причем хамасовцы выступают против переговоров с Израилем.
Израильско-палестинские переговоры должны непрерывно идти на рабочем уровне и раз в две недели получать импульс от личных встреч Аббаса и Нетаньяху. В следующий раз они увидятся 14-15 сентября в Египте, а потом, возможно, на Генассамблее ООН в Нью-Йорке.
Между тем
43-летнюю жительницу Ирана Сакине Аштиани, которой грозит смертная казнь через побивание камнями за супружескую измену и причастность к убийству мужа (адвокаты уверяют, что женщина признала вину под давлением), суд дополнительно приговорил к публичной порке. Она должна получить 99 ударов плетью за то, что в британской газете "Таймс" была опубликована ее фотография с непокрытой головой. Кстати, "Таймс" уже заявила, что по ошибке указала имя Аштиани под фото другой женщины.