06.09.2010 23:01
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Большая гонка за статуэтками "ТЭФИ" вышла на финишную прямую

    Большая гонка за статуэтками "ТЭФИ" вышла на финишную прямую. Уже объявлены ее финалисты. Тем временем новый сезон от недели к неделе набирает обороты. Во-первых, один за другим возвращаются в эфир отпускники-ведущие и их долгоиграющие проекты, а во-вторых...

    Действительно, а что - во-вторых?..

    Премьеры

    Их пока немного, если не считать тех трех на Первом, что едва мелькнув еще летом, исчезли, как если бы их и не было вовсе - "Знакомство с родителями" и "Брачные игры". Третий - "С утра пораньше", что стартовал где-то в начале лета и канул в небытие пораньше других. Зато остались "Детектор лжи", "Счастье жить!", "Здорово есть!". (Может, что-то я и перепутал в заглавиях двух последних программ, но суть обеих от перемены слагаемых ничуть не переменилась).

    Ну, и другие вещатели кое-что выдали. "Россия" предложила шибко денежное шоу "Десять миллионов" с Максимом Галкиным и социально-политическую трескотню под названием "Поединок" Владимира Соловьева. НТВ - политическое ревю "Центральное телевидение".

    Словом, с канала по нитке, телезрителю - подновленный аудиовизуальный кафтан.

    Чем сразу насторожил "Поединок", так это присутствием в эфире Жириновского. Прочие подробности этого шоу не имели никакого значения - ни сама тема (кажется, речь шла о росте цен и как с оным бороться), ни эксперты, ни оформление студии, ни теневой Хазанов, ни его ироническое моралите. Зажигал, как всегда, именно Владимир Вольфович. Шоу с полуоборота превратилось в базар. Кричали все одновременно, включая ведущего, но громогласнее прочих, конечно, - он, вице-спикер.

    Первый блин, как это обычно и бывает, вышел комом. Но, может, так и было задумано. Жириновский понадобился для затравки проекта и чтобы привлечь былых фанатов того шоу, что называлось "К барьеру!". А дальше, мол...

    Подождем следующих блинов от Владимира Соловьева.

    Более осмысленное начинание предприняло НТВ, поставив в эфир "Центральное телевидение". Получилась, на мой взгляд, модификация парфеновских "Намедней". Такая попытка обобщить недельную хронику социально-политических и общественно-экономических обстоятельств в формате инфотейтмент.

    "Инфо" обеспечивает Вадим Такменев, за "тейтмент" (развлекательная составляющая программы) отвечает артист Максим Аверин.

    По-моему, создатели переоценили, с одной стороны, комический дар действительно хорошего артиста, с другой - рейтинговый ресурс его персонажа - милиционера Глухарева (Глухаря). Да плюс очевидные проблемы с текстами анекдотических скетчей.

    Ведущий Вадим Такменев, отличный репортер, сделал проникновенное интервью с Наиной Иосифовной Ельциной, в котором есть то, чего так не хватает на ТВ, - деликатность интервьюера и душевная открытость интервьюируемой.

    Замолвленное на НТВ доброе слово за первого президента России Бориса Ельцина оказалось нелишним, поскольку через час примерно на 5-м кинорежиссер Станислав Говорухин обрушился со всей своей харизматической энергией на того же Ельцина. Это было нечто.

    Нечто отдельное

    Последний выпуск "Картины маслом", посвященный 20-летию картины "Так жить нельзя", сильно отдавал гротеском.

    В центре студии, на почтительном расстоянии от других участников дискуссии восседал режиссер в белоснежном пиджаке. Практически все славили его и его картину, а он сам объявил себя "идиотом", "проституткой", снявшей картину, от которой гости ток-шоу "в бешеном восторге".

    Странно, что никому в студии не пришло в голову поинтересоваться у величавого автора: раз уж снял он документальную картину, от которой нынче отрекается, то, по логике вещей, он должен признаться, что лгал по части конкретных фактов, явленных в картине, конкретных цифр, что сфальсифицировал на экране удручающие реалии советской действительности. И что на самом деле жить так, как жили люди при советской власти, можно было.

    Но в 90-м году господин Говорухин, по его признанию, этого не понимал, потому и снял такую "неправдивую" картину.

    Есть такие самобичевания, про которые говорят: "Самоуничижение паче гордости".

    Его пытались уговорить, что б он не сильно себя казнил. Он только хмурился и оставался непреклонен в своем отвращении уже, правда, не к себе, белому человеку, а к 90-м годам, к творческой интеллигенции и непосредственно к покойному президенту Ельцину.

    А как можно жить?..

    Жить оно, конечно, можно и в более трудных условиях. Жили же люди за колючей проволокой, спали на нарах, хлебали пойло. Великие ученые делали замечательные открытия в "шарашках", большие художники творили великие произведения на заказ. Но ведь в чем загвоздка: то, чем удовлетворялись люди в одном поколении, не могут удовлетвориться - в другом. Проживая уже не за колючей проволокой, а всего лишь за "железным занавесом", трудящиеся страны Советов сильно любопытствовали, что там, в запертой комнате Синей Бороды. То есть на Западе. Насколько сильно, нынешний молодой человек даже и представить себе не может.

    Хотя если он посмотрел показанный на "Культуре" документальный фильм "Большая выставка пятьдесят девятого", то некоторое представление наверняка составил себе.

    Всего каких-то полвека назад в Сокольниках, за большим забором, "высадился десант" американских гидов с тьмой экспонатов, представляющих образцы капиталистического ширпотреба. Но как же туда "ломанулся" простой люд... Стыдно вспомнить. И судя по воспоминаниям доживших до наших дней посетителей той выставки, чудом из чудес оказалась кока-кола. Всем наливали, и почти все уносили с собой в качестве сувениров полиэтиленовые стаканчики.

    Сама выставка по нынешним меркам была ничем иным, как большим супермаркетом, который тогда для советского человека казался чем-то инопланетным. Сегодня у нас их не счесть.

    Сегодня мы можем удивляться не достатку на прилавках, а просто образу самоощущений свободного человека.

    Можно этому удивляться непосредственно при пересечении границ, а можно - посмотрев хотя бы первую серию документального фильма Владимира Познера и Ивана Урганта "Тур де Франс".

    Первая серия посвящена Парижу. Путешественники Познер и Ургант славят город, где хотел бы жить и умереть величайший поэт советской эпохи, с юмором, с нежностью и без пафоса, что особенно важно.

    Город так хорошо снят, что ощущается его воздушная аура, которой наслаждаются наши подтрунивающие друг над другом путешественники.

    Вот этому уже завидуешь более всего - его обустроенности, лиричности, поэзии... И людям, что его населяют. Было ощущение, что позавидовал самому себе уроженец этого города - Владимир Владимирович Познер.

    ***

    Как-то в споре о наших сермяжных проблемах и о том, как жить можно и как нельзя, я услышал резонный вопрос: можно ли прожить без красивых женщин?

    Ответом было: конечно, можно, но неохота.

    Поделиться