Проект закона "О полиции" еще не внесен в нижнюю палату парламента, но на Охотном Ряду по поводу него уже кипят страсти.
Депутатов не сдерживает партийная дисциплина - фракции пока не выработали согласованного решения по предлагаемой реформе МВД. И потому на вчерашнем "круглом столе", организованном Комитетом Госдумы по безопасности, непримиримые критики и рьяные защитники превращения нашей привычной милиции в многообещающую полицию находились и в рядах парламентского большинства, и в рядах думской оппозиции. Спорили о целесообразности переименования российских органов правопорядка. В законе должно быть записано, что полиция защищает не только граждан, но и конституционный строй "от внутренних врагов", настаивал либерал-демократ Сергей Абельцев. Предоставление органам внутренних дел неограниченных прав приведет к созданию нового концентрационного лагеря, названием которого будет "Россия" и которым будет управлять новая преступная группировка, а под каким названием "милиция" или "полиция" - это неважно", сурово предупреждал "единоросс" Андрей Макаров.
По мнению председателя думского Комитета по безопасности "единоросса" Владимира Васильева, столь высокий градус споров вполне объясним. "Дискуссия о реформировании милиции явно востребована в обществе", - заявил глава комитета. Васильев признал, что "документ еще сырой и требует доработки", однако "в нем есть ряд принципиально важных позиций". "Одно из первых мест в задачах полиции занимает защита прав и обеспечение безопасности граждан. Важно, что закреплены принципы деятельности полиции. В качестве одного из важнейших критериев оценки деятельности выделяется, согласно проекту закона, мнение граждан. Конкретизированы правовые обязанности полиции и перечень оснований для задержания граждан. Определен порядок применения физической силы и спецсредств", - перечислял глава комитета достоинства законопроекта, отметив, что в нем предусмотрены и антикоррупционные меры, и меры общественного контроля. Правда, и то и другое нуждается в уточнении. "В частности, нужно обсудить, кто должен формировать общественный совет при МВД? Необходимо также уточнить место прокурорского надзора в правовой системе. Большую дискуссию вызвала так называемая презумпция законности действий сотрудника. То есть законными считаются все действия, которые не противоречат закону. Другой вопрос, как доказать законность. Мы видим определенный созидательный аспект в критике этого положения, но нельзя не отметить и разрушительную ее роль. Нельзя допустить, чтобы изначально у граждан были сомнения в законности действий сотрудников правоохранительных органов", - считает Васильев. По его словам, очень важная тема - институт участковых. "Сейчас обсуждается возможность введения выборности участковых. Таким образом им больше будут доверять, больше с ними взаимодействовать. Но необходимо обсудить на профессиональном уровне все "за" и "против" такого шага", - заметил глава комитета. Однако его заместитель, "справоросс" Геннадий Гудков, назвавший новый проект "хорошо причесанным законом "О милиции", в ответ заявил, что "не следует пытаться регулировать из Москвы деятельность участкового на Дальнем Востоке".
Участники "круглого стола" обнаруживали и другие пробелы проекта закона "О полиции". Депутат "Единой России" Ирина Яровая уверена, что нужно детализировать положения документа, чтобы сотрудник полиции точно знал, "на что он имеет право, а на что нет". Александр Гуров предложил уточнить, что полиция - это правоохранительный орган. И сотрудники полиции должны пользоваться теми же правами и обязанностями, что и сотрудники государственной гражданской службы. Гуров также считает необходимым прописать в проекте, что никакие меры не могут быть применены в отношении сотрудника, отказавшегося выполнять незаконное требование. И здесь же должно быть четко определено, что в рядах полиции не место не только лицам с судимостью, но и гражданам, нарушившим права человека.