На идеально ровном искусственном газоне футбольного поля у соседней школы немолодой лысоватый дядька обучал двух старшеклассниц навыкам обращения с мячом. Тренировка была явно "самодеятельной", но выглядела вполне профессионально. Все были в спортивной форме и под палящим солнцем битый час методично отрабатывали технику дриблинга, игры в пас, отбора мяча. Я изредка посматривал в их сторону и думал, что передо мной едва ли не главный "секрет" американских успехов не только на спортивных площадках, но и вообще в жизни.
Суть его, на мой взгляд, в организованном, упорядоченном, если угодно - технологичном подходе к любому делу. Чтобы "знать, как" правильно действовать, американцы этому учатся, а главное - неукоснительно применяют затем на практике это самое свое "ноу-хау". В этом смысле их жизнь напоминает такие их прорывные технические успехи, как промышленный конвейер или современные информационно-компьютерные сети.
Если заговорить на эту тему, американцы поражаются: "А у вас разве не так?" "Так, да не так", - отвечаю я и думаю об известных попытках "перескакивать" целые этапы исторического развития в бывшем СССР или о до сих пор недовыполненных рекомендациях МВФ по части структурных реформ в современной России. Да и нынешние споры вокруг сколковского проекта - разве не о том же?
Это все политика, возразят мне, а на бытовом уровне отношение к жизни у всех примерно одинаковое. Опять же - и да, и нет, отвечу я и вспомню, как в дорожной беседе со случайными американскими попутчиками - немолодой супружеской парой - упомянул, что ничего не принимаю от гипертонии, поскольку, мол, от судьбы не уйдешь. "Какой нелепый фатализм!" - вслух воскликнула собеседница. "Какая возмутительная безответственность!" - услышал я в ее тоне.
Американцы не живут "на авось". Само это слово им неизвестно и чуждо. Они сознают и отстаивают свои личные интересы, понимая, что никто другой за них этого не сделает. Они ставят цели и стремятся шаг за шагом их достигать. А один мой приятель, преподающий в престижном московском вузе, утверждает, что и у сегодняшнего поколения российских студентов практически нет привычки к планированию собственной жизни и карьеры хотя бы на несколько лет вперед.
Молодые американцы, конечно, тоже бывают и безответственными, и наивными. Да и "финансовая грамотность" у них зачастую хромает. Но все же в целом они скорее всего лучше ориентируются в вопросах личного финансового планирования, чем их российские сверстники - хотя бы потому, что местная система высшего образования всегда была платной и включала студенческие займы. Это сейчас "больная" тема: еще до кризиса специалисты предупреждали, что нынешнее молодое поколение может оказаться первым в истории США, которое в материальном отношении будет жить хуже, чем собственные родители.
"Время - деньги", - говаривал Бенджамин Франклин, изображенный ныне на стодолларовых купюрах. Теперь его соотечественники обращаются со временем так же аккуратно и расчетливо, как с деньгами. Меня как-то раз оштрафовали за непристегнутый ремень безопасности, и по совету самого полицейского я обратился в суд, чтобы попробовать скостить штрафные баллы. Разбирательство состоялось... через полгода. К моему удивлению, мы с ним оба явились в суд точно в назначенный день и час и все вышло так, как он говорил.
Конечно же, расписана американская жизнь и по пунктам служебных инструкций. Всякому, кто жил в США или хотя бы получал американскую визу, известно, что соблюдаются эти инструкции неукоснительно, без скидок на любые обстоятельства или просьбы "войти в положение". Другое дело, что в их же рамках местный дорожный патруль может выписать за нарушение правил не штраф, а только предупреждение. И, конечно, даже речи быть не может о том, чтобы попытаться "договориться" с ним на месте, за наличный расчет.
Впрочем, что борьба с коррупцией тоже во многом сводится к внедрению правильных форм и методов общения между населением и представителями власти, давно не новость. Опыт США поучителен не столько знанием этих технологий, сколько опять же тем, что они реально соблюдаются.
Кстати, упорядоченность, регламентированность жизни в Америке по определению означает наличие множества ограничений. Впервые сталкиваясь с ними в США, приезжие часто диву даются: и это "самая свободная страна" в мире? Но сами американцы видят в этих правилах не посягательство на свою свободу, а разумное и сознательное самоограничение ради общего блага.
Не забыть потоки машин, устремившихся 11 сентября 2001г. в пригородные жилые районы из центра, подвергшегося террористической атаке Вашингтона. На дорогах были пробки, но не было хаоса. Никто не пытался прорваться вперед других по обочинам, не говоря уже о встречных полосах, не создавал помех для машин полиции, "скорой помощи", пожарных. Перед лицом общей большой беды люди особенно остро ощущали необходимость поддержания порядка.
В целом, конечно, вся американская "технология жизни" покоится на законах. На государственном уровне это конституционная система "сдержек и противовесов" между различными ветвями власти. Она же предохраняет страну и от "перегибов" в области социального и экономического экспериментирования. Особую роль - своего рода "правового ОТК" - играют американские суды.
Законы задают рамки для инноваций, продиктованных стремлением к личной и общественной выгоде. Залогом и главным мерилом успеха - политического, коммерческого, творческого - служит его социальная востребованность. Между прочим, это позволяет прессе США нередко без тени иронии именовать выборных политиков "наемными слугами народа". Те отчасти и сами себя так воспринимают.
Американцы гордятся своими технологиями и охотно предлагают их "на экспорт": коммерческие - в прямом, а общественно-политические - в переносном смысле. Надо признать, что "товар" - от избирательных политтехнологий до "12-шаговых" программ избавления от различных вредных привычек - пользуется спросом.
А промышленные инновации в США даже крадут, хотя практика показывает, что без сопутствующей "технологии внедрения" в виде необходимых экономических и правовых условий те нередко остаются лежать у похитителей мертвым грузом. Наоборот, лучшие зарубежные разработки норовят "утечь" в ту же Америку.
Означает ли все это, что в ней достигнут некий "технологический идеал" организации общественой жизни? Разумеется, нет. Здесь имеется масса системных недостатков - и скрытых, и очевидных. Достаточно вспомнить, что США только начинают делать первые шаги к системе всеобщего медицинского обслуживания населения.
Но идеал, наверное, и вовсе недостижим - во всяком случае как результат. Скорее это неуклонное поступательное улучшение условий жизни.
Даже чисто теоретически "технологию успеха" представить себе можно, а "технологию счастья" - нет. Американцы не производят впечатления особо счастливых и беззаботных людей.