Директорам школ в Пензенской области дано задание: организовывать индивидуальные предприятия с участием детей. Зачем нужен такой школьный бизнес? В этом разбирался корреспондент "РГ".
В Кузнецком районе из 15 малокомплектных школ осталось четыре. "Не хотите, чтобы вас закрыли? Старайтесь!" - сказали директорам в районной администрации. В школе села Явлейка Кузнецкого района 85 учеников, 34 из них приезжают на автобусах из трех соседних деревень: там малокомплектки уже расформировали. Чтобы спасти школу, учителя придумали бизнес: среди преподавателей нашелся человек, который и держит собственную пасеку, и берет ребят на практику.
- Мы взяли у администрации в аренду пять гектаров земли, посеем гречиху для пчел, - рассказал учитель труда Николай Балтин. - На недавно выигранный грант купили ульи, спецкостюмы для пчеловодства, вощину. После курсов трое выпускников решили остаться в селе. Сейчас у них свои пасеки.
... Средняя школа села Радищево несколько лет была в "пограничном" состоянии: 103-104 ученика. И вот настал день, когда в школу пришли всего 90 детей.
- Большого прибавления детей не предвидится, поэтому основная задача - сохранить статус средней школы, - говорит глава Радищевской сельской администрации Анастасия Матвеева.
Здесь школьный бизнес - овощи. В теплице дети работают по договору от центра занятости, выращивают комнатные растения, рассаду, зеленый лук. Прибыли небольшие - около 80 тысяч рублей.
Пока школа останется в числе средних общеобразовательных заведений. Глава сельсовета намерена поехать в Казахстан за переселенцами с детьми школьного возраста - жилье для новых хозяев отремонтировано.
В поселке Верхозим школа не называется малокомплектной, здесь учатся 147 ребят. В школе работают несколько индивидуальных предприятий. В швейной мастерской девочки из 9-11 классов шьют постельное белье, халаты, распашонки, ламбрекены для штор. Время работы - два часа один раз в неделю, заработок - от 300 до 1200 рублей в месяц. Заказчики - городская больница, детские сады, местные жители. Есть небольшая теплица. Прибыли невелики, 150 тысяч рублей в год. Этого хватает, чтобы купить кое-какое оборудование. Но главное - дети с ранних лет чувствуют вкус денег, заработанных своим трудом.
Светлана Копешкина, министр образования Пензенской области:
- Сейчас происходит укрупнение сети общеобразовательных учебных заведений. О качестве и доступности образования не может идти речи в школе с численностью учеников в 10-20 человек: такую невозможно оснастить, полностью обеспечить учительскими кадрами, лабораториями физики, химии, пищеблоком. И предпринимательство в школе затевается не столько ради того, чтобы оставить учреждение и его персонал, сколько ради детей. За годы учебы нужно обучить ребенка ремеслу.
С 1 сентября 2010 года в нашем регионе стартовал проект "Обучение через предпринимательство". Его суть не в натаскивании детей по предмету "предпринимательство", а в том, чтобы учитель помог ребенку применить полученные знания в деле. Например, знания по биологии пригодятся при обустройстве теплиц, на уроках физики дети учатся проектировать водопровод для села.