06.09.2010 23:00
    Поделиться

    Американские актёры постигают во МХАТе искусство сценической игры

    (перевод публикации во вкладке Russia Now в The Washington Post)

    Студия на верхнем этаже знаменитого МХАТа стала местом, где проходят репетиции группы студентов из Уэйнского государственного университета, расположенного в штате Мичиган. Даже жара и духота не стали помехой для их занятий. Их родной город Детройт славится своими автомобильными заводами, "мотаунским звучанием" и высоким уровнем преступности, но, похоже, у этих ребят в жизни другие интересы: они выбрали летнюю учебную программу "Месяц в Москве", представляющую собой серию занятий по театральному мастерству, уроки балета, упражнения по физической и психологической подготовке и посещение театров.

    Основное место их учебы, МХАТ, занимает почетную позицию в истории театра. Знаменитый Художественный театр был основан великим Константином Станиславским в 1898 году. В начале XX века театр переехал в здание в Камергерском переулке, в двух шагах от Кремля, где и продолжает работать по сей день.

    Программа Уэйнского университета "Месяц в Москве" проводится уже десятое лето подряд. Стоимость программы для студентов Университета составляет 5000 долларов США, что включает в себя авиаперелет, обучение, получение визы и страховки, билеты на театральные представления, проживание в общежитии МХАТа и даже стипендии. Татьяна Хайкин, которая отвечает за организацию программы в Москве и помогает преподавателям с переводом, говорит: "Эта программа дает американским студентам возможность поучиться у российских мастеров и лично убедиться в том, с каким уважением и любовью в России относятся к театру".

    Желающие принять участие в программе проходят жесткий отбор: к поездке, как правило, допускаются лишь студенты, достигшие определенного уровня зрелости (среди участников был замечен даже профессиональный актер, которому уже исполнилось 45 лет). Многие из них особенно заинтересованы в изучении метода Станиславского. Двадцатисемилетняя Каролетт Филипс уверена, что "Московский художественный театр и школа Константина Станиславского в значительной степени повлияли на становление западных театральных традиций". По ее словам, вопрос состоял не в том, нужно ли ей ехать в Москву, а в том, когда именно она туда поедет.

    Одно из занятий начинается с того, что группа изображает прихожан в церкви. "Священник" вдохновенно общается с "паствой", призывая их петь, танцевать и говорить вслух. Эта сценка завораживает удивительным сочетанием искренности и иронии, которые демонстрируют ее участники. Это импровизированное представление - лишь один из ежедневных "сюрпризов", которые студенты должны готовить для своего преподавателя Сергея Земцова. Сергей Земцов, с 1997 года -- декан актерского факультета Школы-студии МХАТ, имеющий большой опыт актерской и преподавательской работы, не дает участникам программы никаких поблажек. Студенты должны готовить индивидуальные "этюды", коротенькие сценки, в которых необходимо показать, как меняется психология их персонажа. "Неплохо, - говорит он по завершении всех упражнений. - Но нужно, чтобы вы больше верили в то, что играете". Он призывает студентов высказывать критические замечания о работах друг друга, и стороннему наблюдателю эти комментарии могут показаться излишне жесткими. Впрочем, по мнению студентов, как раз в этом и состоит наиболее сложная и в то же время наиболее полезная часть занятий.

    "В Америке нам не хватает конструктивной критики", - замечает Рут-Энн Апрузеса-Уэлки. - Главное - быть честным с самим собой и вовремя исправлять недочеты".

    Поездка в Москву для студентов - это одновременно и полезный опыт, и опасное приключение. Каролетт Филипс, молодая чернокожая женщина, родившаяся и выросшая в Детройте, поражена однородностью московского населения. "У вас практически не видно представителей других культур или этнических групп", - делится она впечатлениями.

    Аспирант Грег Бейли удивлен тем, что "люди здесь не улыбаются друг другу". Впрочем, "благодаря работе с преподавателями МХАТа студенты смогли забыть об этих незначительных различиях и в полной мере оценить тепло русской души, скрывающееся за холодноватой внешностью".

    Следующий этап - групповые упражнения. Студенты должны расшифровать слово, каждая из букв которого изображается самими членами группы, лишенными возможности обсуждать, что именно они пытаются написать. Атмосфера в студии буквально звенит от напряжения, и после окончания упражнения Сергей Земцов, обращаясь к группе, говорит: "Вам нужно тренировать внимание, вы потратили на это задание слишком много времени". При выполнении следующего упражнения все оживляются: задача состоит в том, чтобы по очереди копировать некую позу. В конце первый участник показывает остальным для сравнения, как в действительности выглядела эта поза в самом начале. Несоответствие первого и последнего варианта вызывает бурное веселье и служит лишним подтверждением справедливости замечания Сергея Земцова о недостаточной внимательности.

    "Учеба во МХАТе дает нам возможность больше узнать о методиках Станиславского, которые в течение всего прошлого века передавались от одного поколения российских актеров другому", - рассказывает Майк Баттерворт. По словам Грега Бейли, который в настоящее время занят написанием диссертации об использовании метода Станиславского в Америке, "поездка в Россию и обучение актерскому мастерству было целью всей его жизни. Русские говорят о театре с благоговением, близким к религиозному, в то время как в Америке театр - это лишь один из способов зарабатывать деньги". С ним соглашается и Каролетт Филипс: "По-моему, американским театрам нужно меньше беспокоиться о прибыли и уделять больше внимания творчеству, как это делают в России".

    Эрман Джонс, который сам является профессиональным театральным актером, рассказал о том, какое впечатление на него произвела постановка пьесы "Ричард III" в Сатириконе: "Я был изумлен и заворожен точностью игры и уровнем мастерства актеров". Грег Бейли отозвался об этой постановке как об "одном из самых потрясающих спектаклей, которые когда-либо доводилось видеть". Он тоже надеется "стать преподавателем театрального мастерства и донести до американских актеров азы высокого искусства, которым славятся российские театры". 
     
    Фиби Таплин, писательница и журналист. Постоянно проживает в Москве, ведет рубрику в Moscow News.

    Статья опубликована во вкладке Russia Now в The Washington Post (США) 25.08.2010

    Английская версия также доступна в формате E-paper на странице 5

    Тексты, опубликованные во вкладках, могут подвергаться стилистической правке со стороны газеты-партнера.

    Поделиться