06.09.2010 23:43
    Поделиться

    Демографическая ситуация заставляет смоленские вузы конкурировать между собой

    Преподаватели смоленских вузов готовятся к активной работе со школьниками и их родителями.

    В регионе насчитывается 35 вузов, правда, три из них набор студентов в этом году не проводили. По предварительным данным, на первый курс в общей сложности принято 3850 молодых людей. При этом на бюджетные места в государственные вузы - 1934 человека, на платные - 1126, а в негосударственные вузы поступили 790 человек. Если сравнить эти цифры с показателями 2008 года, окажется, что прием в смоленские вузы резко сократился - тогда студенческие билеты получили свыше шести тысяч человек.

    Причина проста: треть от этого числа - свыше двух тысяч человек - составляли граждане Белоруссии. Сейчас их чуть более четырех сотен: российский диплом о высшем образовании (в особенности - диплом негосударственного вуза) потерял былую привлекательность, так что смоленские вузы уже не могут рассчитывать на этот контингент. Кроме того, резко сократилось количество заочников. Специалисты считают, что возможности в этой сфере практически исчерпаны - практически все, кто хотел получать высшее образование заочно, это уже сделали.

    - В дальнейшем всем смоленским вузам и колледжам придется работать на единственном поле - только со смоленскими абитуриентами, - считает ректор госуниверситета Евгений Кодин.
    Однако если в 2008-2009 годах общее количество выпускников смоленских школ составляло около шести тысяч человек, то теперь - всего 5,2 тысячи. В ближайшие три года это число, по прогнозу, меняться практически не будет. При этом стоит учесть: около тысячи выпускников не смогут поступать в вузы из-за низких результатов ЕГЭ.

    До сих пор между собой конкурировали только государственные и негосударственные вузы. Но, как считает Евгений Кодин, уже в следующем году соперничество возникнет и внутри государственного сектора. Связано это в первую очередь со списком специальностей, подготовка по которым ведется в регионе. Его ущербность видна невооруженным глазом. Так, восемь смоленских вузов готовят юристов, столько же - специалистов в сфере экономики и управления, информатики и вычислительной техники. Объяснить сложившуюся ситуацию нетрудно: подготовка по этим специальностям не требует серьезной материально-технической базы, поэтому за нее в вузах охотно берутся.

    Но насчитывается и немало таких специальностей, обучают которым только в одном вузе. То есть у молодого человека есть единственный выбор: или смириться с качеством образования в местном учебном заведении, или отправиться в Москву. При этом в регионе не готовят по специальностям, связанным с авиастроением (несмотря на наличие крупного профильного предприятия), автоматикой и управлением (при немалом количестве предприятий оборонного сектора), а также с актуальными для региона воспроизводством и переработкой лесных ресурсов и землеустройством.

    Почему же смоленские вузы будут вынуждены вступить в жесткую конкуренцию за абитуриента? До сих пор ее удавалось избегать, поскольку внутри той же "Экономики и управления" есть, в частности, "Финансы и кредит", "Бухучет", "Аудит", "Менеджмент организаций" и даже просто "Менеджмент". В одном учреждении специальность называют так, в другом - этак, и у молодых людей появляется иллюзия выбора. В 2010-м смоленские вузы предложили абитуриентам 82 различные специальности. Но с нового года этот мираж рассеется: все высшие учебные заведения региона, за исключением медицинской академии, переходят на бакалавриат. В этой связи информация для поступающих в вузы существенно изменится: там, где сейчас перечислены девять экономических специальностей, останется единственный пункт - бакалавриат "Экономика".

    Смоленские вузы приняли почти 4000 первокурсников, тогда как в 2008 году - более шести тысяч

    Конкуренция возникает автоматически, причем жесткая. Например, в райцентре Вязьма с населением около 55 тысяч человек в будущем году сразу четыре вуза, если к тому времени ничего не изменится, предложат подготовку бакалавров экономики. Кроме того, в 2011-м в связи с сокращением направлений подготовки, скорее всего, сократится и количество бюджетных мест, что также будет способствовать росту конкуренции между государственными вузами. Наконец, социальный аспект: переход на бакалавриат (четыре года обучения вместо пяти) вынудит руководителей вузов сокращать профессорско-преподавательский состав и других работников.

    - В таких условиях у вузов остается единственный выход: непосредственно работать со старшеклассниками и убеждать их, что только в том или ином учебном заведении будет интересно и смоленское образование не хуже московского, - говорит Евгений Кодин. - И речь идет не о формальном договоре о сотрудничестве со средним учебным заведением, а о непосредственном погружении преподавателя вуза в школу, которое позволит ему привлечь выпускника. На такое способен не всякий вуз.

    Директор филиала Московского энергетического института Геннадий Бояринов считает, что этот путь возможен, но он не станет единственным. Ведь в основном не школьники решают, куда им поступать, - в подавляющем большинстве случаев это за него делают родители. А вот как работать с ними - нужно еще придумать. Зато в стенах вуза можно организовать повышение квалификации специалистов, что позволит и кадры спасти, и сократить зависимость вуза от меняющейся демографической ситуации.

    - На повышение квалификации работников у предприятий деньги есть, и мы, например, активно этим пользуемся, - пояснил он. - Кстати, это полезно и для самого вуза, поскольку вынуждает преподавателей заниматься и повышением своего уровня знаний, изучать новые тенденции, осваивать новые технологии.

    Поделиться