Реорганизация системы среднего образования ставит перед властями новые проблемы. В частности, пока нет оптимального способа управления школьными автопарками.
В 2009 году из 266 сельских школ региона было закрыто девять - пять основных и четыре начальных, а также реорганизовано 11 общеобразовательных учреждений. С января по июль нынешнего закрыты уже восемь начальных и основных школ в Вязниковском, Гусь-Хрустальном, Ковровском и Петушинском районах, реорганизовано 15. А до конца текущего года предстоит реструктуризация еще двадцати.
Этот процесс год от года набирает обороты. И областные чиновники считают его закономерным. По данным департамента образования, почти 1,5 миллиарда рублей, потраченные в регионе на образование в 2008 году, попали в категорию неэффективных расходов. Наполняемость классов в сельской местности куда ниже нормативной, да и качество образования оставляет желать лучшего.
- В этом году мы закрыли начальную школу в поселке Пакино, - без сожаления рассказывает начальник управления образования администрации Ковровского района Вера Амбарова. - Там не было ни спортзала, ни благоустроенного туалета, да и само здание стало опасным. Но купили автобус и будем возить детей за семь километров в Малыгинскую среднюю школу, где есть спортзал, библиотека, два компьютерных класса.
Вот-вот закроется маленькая школа в деревне Ручьи. Родители местных ребятишек, увидев, в каких условиях учатся малыгинцы, дружно написали заявления о переводе туда своих детей.
Однако для многих камнем преткновения становится дорога в школу, до которой когда пять-семь, а когда и 15-20 километров. И одно дело, когда ребенок пройдет пешком несколько сотен метров, другое - дальняя поездка, в которой время возвращения домой зависит от многих факторов: исправности автобуса, мастерства и профессионализма водителя, состояния дороги.
По данным департамента образования, ежедневно в учебное время в 18 муниципальных образованиях региона около пяти тысяч учеников добираются до школы на 148 автобусах. И чем меньше становится сельских малокомплектных и ветхих школ, тем больше требуется для подвоза детей автотранспорта.
В прошлом под началом нынешнего руководителя управления Госавтодорнадзора Константина Васильева было более 300 автобусов, обслуживающих область. На предприятии под единым руководством осуществляли профессиональное техническое обслуживание и ремонт машин, проводили предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей и так далее. А в каком же состоянии нынешняя школьная автоколонна и кому подчиняется?
Как сообщили в департаменте образования, 38 автобусов приобретено по президентской программе, 30 - за счет средств программы "Дети Владимирской области", 13 машин приобрели сами муниципалитеты. Однако, чтобы полностью заменить старый транспорт и разгрузить перевозки, школам пока не хватает более 50 автобусов.
Пазик или, к примеру, "газель" не являются школьными автобусами, если не соответствуют ряду технических условий, предъявляемых к этому виду транспорта ГОСТом. А таких требований, позволяющих максимально обезопасить маленьких пассажиров, немало. Например, он должен быть покрашен желтой краской, оборудован ремнями безопасности, местами для ранцев, дополнительной ступенькой, ограничителем скорости, подогревом зеркал обзора и так далее.
Как отметили на заседании областной комиссии по безопасности дорожного движения, по состоянию на август требованиям ГОСТа не отвечает треть используемых автобусов. По данным старшего госинспектора ГИБДД Сергея Мацевицкого, картина еще хуже: для перевозки детей не оборудованы не менее 40 процентов школьного транспорта.
Тревожная информация - и по состоянию дорог. Все маршруты, по которым детей возят в школу, должны обследовать дважды в год. Однако в 2009-м эту процедуру не проводили, в частности, в Александровском, Гороховецком, Гусь-Хрустальном, Меленковском, Юрьев-Польском районах.
Что касается подчиненности, то большинство автобусов - на балансе крупных сельских школ, в которых учатся дети из окрестных населенных пунктов. Логика такая: это ваши ученики - вы их и возите, а ответственный за весь процесс, конечно, директор.
Результат этой деятельности, разумеется, далек от нормы. Его тоже озвучили на августовской областной комиссии. В 20 процентах проверенных образовательных учреждений нет аттестованных специалистов, отвечающих за безопасность перевозок детей, в 35 - не организованы послерейсовые осмотры водителей, в 40 - путевую документацию ведут с грубыми нарушениями установленных требований, в 18 - не выполняют требования к организации технического обслуживания и контроля технического состояния автобусов.
Требования к безопасности дорожного движения со стороны контролирующих органов постоянно ужесточаются. За первое полугодие 2010-го управление Госавтодорнадзора наказало руководителей, должностных лиц транспортных предприятий, а также индивидуальных предпринимателей на 350 тысяч рублей, что в два раза больше, чем за аналогичный период 2009-го.
- Но порой наказывать рука не поднимается, - не скрывает руководитель управления Госавтодорнадзора Константин Васильев. - Мы не можем бесконечно выписывать им предписания. Забота о транспорте - не дело директора школы, у него не должна голова болеть, как доставить детей в школу.
В том, что такая работа не по силам директорам сельских школ, согласен и директор департамента транспорта и автомобильных дорог обладминистрации Леонид Усков:
- Транспортные вопросы сегодня завязаны на директорах сельских школ, а им хватает и других проблем.
Необходимость в школьных автобусах была всегда - например, для обслуживания специализированных коррекционных учебных заведений. Но автопарк стал резко расти с началом реализации нацпроекта "Новая школа". И пока, как считают специалисты, система управления этим видом транспорта не сложилась. Кстати, владимирцы знакомились с опытом Калужской области, где создано госучреждение "Школьный автобус". Управление автобусами из единого центра с помощью систем видеонаблюдения понравилось. И все же такую централизацию посчитали излишней - из-за увеличения затрат на холостые пробеги. Сегодня в регионе рассматривается вопрос закрепления школьных автобусов за местными специализированными транспортными предприятиями. Муниципалитетам рекомендуется заключать с ними договоры на проведение медицинского освидетельствования, технического и ремонтного обслуживания.
Да и местные власти ищут собственные пути. Так, в Ковровском районе в начале года был создан транспортный отдел при муниципальном предприятии. Теперь все школьные автобусы у него на балансе, а с каждым водителем заключен двусторонний договор, оговорены режим работы и маршрут. В штате отдела медсестра и главный механик. Часть автобусов дислоцируется в гараже администрации, другие - непосредственно у школ, по соседству с которыми живут водители, чтобы не накручивать лишние километры. Такая система позволяет гибко использовать и кадры, и транспорт.
- Дверь не закроется, пока ребенок стоит на ступеньках, и опасности, что его прищемит, нет, - раскрывает особенности школьного автобуса ковровский водитель Александр Лексин. - Если вдруг кому-то стало плохо - у каждого сиденья есть специальная кнопка оповещения. Быстрее 60 километров машина не едет - не дает ограничитель скорости. В салоне двойные стекла с утеплением и автономное отопление - так что и зимой дети не замерзнут.
В Ковровском районе сейчас 16 школьных автобусов: три получили по нацпроекту, столько же - по программе "Дети Владимирской области", остальные купили сами. Промышленность "догнала" требования ГОСТа лишь в последней партии - семи автобусах, которые приобрели в этом году почти за восемь миллионов рублей. В переоборудование остальных летом пришлось вложить более двух миллионов. Зато теперь, как заверил помощник Ковровского городского прокурора Алексей Цветков, вопросов к состоянию школьных автобусов района нет. Увы, это в регионе пока редкий случай.