08.09.2010 00:46
    Поделиться

    На Кубани создают модель управления морским транспортным потоком

    Под Новороссийском завершается строительство современного терминала для грузовиков на 1200 мест. Какие еще проекты помогут решить проблему транспортных "пробок" на путях в морские порты?

    Как сообщили в администрации Новороссийска, планируется, что новый терминал для грузовиков заработает к концу нынешнего года. Здесь создаются все условия, необходимые для комфорта водителей - строятся гостиницы, столовые, душевые. Наконец появятся и диспетчерские. Кроме того, автомобили будут оборудованы системой ГЛОНАСС. На грузовиках установят датчики, по которым можно будет отслеживать их движение. Создатели терминала надеются, что это позволит ликвидировать транспортные пробки на пути к порту Новороссийск.

    Строительство терминалов для грузовиков планируется и на подступах к другим морским портам Кубани, в частности, под Ейском. Однако, по мнению некоторых экспертов, проблема транспортных "очередей" гораздо глубже.

    - Новороссийск - своего рода горловина, через которую проходят грузовые потоки, - говорит профессор Новороссийской государственной морской академии Анатолий Батищев. - Но ее пропускная возможность ограничена. Нужно либо расширять ее, либо разрабатывать способы увеличения скорости этих потоков.

    В 2008 году на всероссийском конкурсе научная разработка по методологии и организации управления логистическими транспортными системами, разработанная кубанскими учеными, заняла первое место. Разработан алгоритм и математические формулы, с помощью которых можно оптимально выстроить работу на уровне любого подразделения, через которое проходят транспортные потоки. Однако эти идеи оказались невостребованными.

    Ученые считают, что практики порой пренебрегают научными подходами в логистике, которые позволяют строить и эксплуатировать транспортные системы на прогнозируемой основе. По их мнению, сегодня в Краснодарском крае нет единого управления транспортным процессом. Транспортные заторы вызваны как раз отсутствием необходимой координации.

    Кубанские ученые составили модель управления, позволяющую устранить "пробки" в морских портах. Суть ноу-хау - в диагностике пути, по которому пройдет груз. Разработана компьютерная программа, в основе которой лежит универсальная формула. На ее базе смоделирована вся транспортная система: все виды транспорта сведены в единый математический план. Составлены алгоритмы и программы, которые можно было бы использовать в логистических центрах.

    Как считают разработчики, таким образом можно создать интермодальную логистическую цепочку, которая позволит просчитать наиболее выгодный путь для доставки груза. С помощью компьютера окончательный вариант программы выводится на монитор и вручается отправителю.

    - Сегодня на Кубани, как и по всему Югу России, есть отдельные логистические центры, - говорит профессор Батищев. - Они отдельные у разных видов транспорта. На мой взгляд, необходимо создание единого межотраслевого логистического центра, с подразделениями в регионах и на отдельных производствах.

    Идея единых логистических центров - интересная и здравая, но это дело не одного дня, считают в краевом департаменте по транспорту и связи. Специалисты ведомства уверены, что уже сделано немало, чтобы избежать "пробок" на подходах к портам. Некоторые эксперты обещают, что в следующем году очереди грузовиков возле Новороссийска не возникнет.

    По информации краевого департамента по транспорту и связи, в кубанских портах ведется модернизация оборудования, вводятся современные перегрузочные комплексы, которые позволяют значительно сократить время грузовых операций. Сокращено время оформления судов. В Новороссийске на контейнерном терминале построен современный инспекторско-досмотровый комплекс: проверку грузов ведут с помощью автоматизированных систем. Приборы высвечивают содержимое контейнеров без их вскрытия.

    В Туапсе в феврале запущен в эксплуатацию новый зерновой терминал, который поможет снизить нагрузку на порт в Новороссийске. В 2011 году здесь начнет работу балкерный терминал по перевалке удобрений.

    В Сочи существующий порт использовался, прежде всего, как пассажирский. Теперь в районе устья реки Мзымта введена в эксплуатацию первая очередь нового грузового района порта Сочи. Сюда уже завозятся строительные материалы для олимпийских объектов. Максимальный грузооборот составит пять миллионов тонн.

    Кубанские порты действуют давно. Например, новороссийский отметил 160 - летие, а туапсинский отпраздновал 110-летний юбилей. Исторически все они оказались в черте городских центров и потому ограничены в площадях и возможностях для расширения. Планируется, что проблему решат загородные комплексы транспортных терминалов. В Туапсе прорабатывают вариант объездной дороги в порт.

    Снизить нагрузку поможет и новый проект, который реализуют железнодорожники в районе станции Крымская - это строительство так называемого сухого порта.

    В крае работает государственная программа по комплексному развитию транспортного узла в Новороссийске. Она включена в федеральную программу развития транспорта в России. Проект осуществляется на условиях государственно-частного партнерства. Запланирована модернизация перегрузочных комплексов, строительство современных терминалов, глубоководных причалов, реконструкция и расширение всех транспортных подходов к порту. Стоимость программы, рассчитанной на период до 2015 года, оценивается в 118 миллиардов рублей.

    Поделиться