Новости

08.09.2010 01:46
Рубрика: Экономика

Рецепты от заторов

На Кубани создают модель управления морским транспортным потоком

Под Новороссийском завершается строительство современного терминала для грузовиков на 1200 мест. Какие еще проекты помогут решить проблему транспортных "пробок" на путях в морские порты?

Как сообщили в администрации Новороссийска, планируется, что новый терминал для грузовиков заработает к концу нынешнего года. Здесь создаются все условия, необходимые для комфорта водителей - строятся гостиницы, столовые, душевые. Наконец появятся и диспетчерские. Кроме того, автомобили будут оборудованы системой ГЛОНАСС. На грузовиках установят датчики, по которым можно будет отслеживать их движение. Создатели терминала надеются, что это позволит ликвидировать транспортные пробки на пути к порту Новороссийск.

Строительство терминалов для грузовиков планируется и на подступах к другим морским портам Кубани, в частности, под Ейском. Однако, по мнению некоторых экспертов, проблема транспортных "очередей" гораздо глубже.

- Новороссийск - своего рода горловина, через которую проходят грузовые потоки, - говорит профессор Новороссийской государственной морской академии Анатолий Батищев. - Но ее пропускная возможность ограничена. Нужно либо расширять ее, либо разрабатывать способы увеличения скорости этих потоков.

В 2008 году на всероссийском конкурсе научная разработка по методологии и организации управления логистическими транспортными системами, разработанная кубанскими учеными, заняла первое место. Разработан алгоритм и математические формулы, с помощью которых можно оптимально выстроить работу на уровне любого подразделения, через которое проходят транспортные потоки. Однако эти идеи оказались невостребованными.

Ученые считают, что практики порой пренебрегают научными подходами в логистике, которые позволяют строить и эксплуатировать транспортные системы на прогнозируемой основе. По их мнению, сегодня в Краснодарском крае нет единого управления транспортным процессом. Транспортные заторы вызваны как раз отсутствием необходимой координации.

Кубанские ученые составили модель управления, позволяющую устранить "пробки" в морских портах. Суть ноу-хау - в диагностике пути, по которому пройдет груз. Разработана компьютерная программа, в основе которой лежит универсальная формула. На ее базе смоделирована вся транспортная система: все виды транспорта сведены в единый математический план. Составлены алгоритмы и программы, которые можно было бы использовать в логистических центрах.

Как считают разработчики, таким образом можно создать интермодальную логистическую цепочку, которая позволит просчитать наиболее выгодный путь для доставки груза. С помощью компьютера окончательный вариант программы выводится на монитор и вручается отправителю.

- Сегодня на Кубани, как и по всему Югу России, есть отдельные логистические центры, - говорит профессор Батищев. - Они отдельные у разных видов транспорта. На мой взгляд, необходимо создание единого межотраслевого логистического центра, с подразделениями в регионах и на отдельных производствах.

Идея единых логистических центров - интересная и здравая, но это дело не одного дня, считают в краевом департаменте по транспорту и связи. Специалисты ведомства уверены, что уже сделано немало, чтобы избежать "пробок" на подходах к портам. Некоторые эксперты обещают, что в следующем году очереди грузовиков возле Новороссийска не возникнет.

По информации краевого департамента по транспорту и связи, в кубанских портах ведется модернизация оборудования, вводятся современные перегрузочные комплексы, которые позволяют значительно сократить время грузовых операций. Сокращено время оформления судов. В Новороссийске на контейнерном терминале построен современный инспекторско-досмотровый комплекс: проверку грузов ведут с помощью автоматизированных систем. Приборы высвечивают содержимое контейнеров без их вскрытия.

В Туапсе в феврале запущен в эксплуатацию новый зерновой терминал, который поможет снизить нагрузку на порт в Новороссийске. В 2011 году здесь начнет работу балкерный терминал по перевалке удобрений.

В Сочи существующий порт использовался, прежде всего, как пассажирский. Теперь в районе устья реки Мзымта введена в эксплуатацию первая очередь нового грузового района порта Сочи. Сюда уже завозятся строительные материалы для олимпийских объектов. Максимальный грузооборот составит пять миллионов тонн.

Кубанские порты действуют давно. Например, новороссийский отметил 160 - летие, а туапсинский отпраздновал 110-летний юбилей. Исторически все они оказались в черте городских центров и потому ограничены в площадях и возможностях для расширения. Планируется, что проблему решат загородные комплексы транспортных терминалов. В Туапсе прорабатывают вариант объездной дороги в порт.

Снизить нагрузку поможет и новый проект, который реализуют железнодорожники в районе станции Крымская - это строительство так называемого сухого порта.

В крае работает государственная программа по комплексному развитию транспортного узла в Новороссийске. Она включена в федеральную программу развития транспорта в России. Проект осуществляется на условиях государственно-частного партнерства. Запланирована модернизация перегрузочных комплексов, строительство современных терминалов, глубоководных причалов, реконструкция и расширение всех транспортных подходов к порту. Стоимость программы, рассчитанной на период до 2015 года, оценивается в 118 миллиардов рублей.

Экономика Филиалы РГ Кубань. Северный Кавказ ЮФО Краснодарский край