Ввод системы "Электронный кошелек" начнется в Петербурге уже в этом году

Смольный анонсировал программу переоборудования автобусов, троллейбусов и трамваев электронными валидаторами.

Введение новой схемы оплаты проезда на общественном транспорте будет осуществляться в Санкт-Петербурге поэтапно. В городском комитете по транспорту нам сообщили, что полный отказ от привычных кондукторов случится не раньше 2012 года, а до этого времени люди и роботы будут существовать совместно.

При этом ввод системы "Электронный кошелек" начнется уже в этом году. Фактически пассажир будет вынужден использовать электронные проездные карточки вместо наличных. Кроме того, как рассказали "РГ" в городском комитете по транспорту, сейчас ведутся переговоры с руководством Западного скоростного диаметра о том, чтобы с помощью новой системы можно было оплачивать и проезд на автомобилях по платной магистрали.

Базой для такой формы оплаты в будущем станет универсальная карта жителя города, разработкой которой занимается один из банков. Карточки, которые будут едиными для всех видов транспорта (включая метро), горожане смогут пополнять в любое время через терминалы или Интернет. При этом сохранится возможность оплаты проезда наличными деньгами.

Стоимость переоборудования общественного транспорта, по оценкам экспертов, составит от 160 до 240 миллионов рублей. Один валидатор обойдется в 20 тысяч. Однако на салон того же автобуса их уйдет чуть больше: комплект из пяти валидаторов - один для передней двери (она узкая и с одной ручкой) и по два для средней и задней дверей - стоит 80 тысяч рублей.

Сейчас в Санкт-Петербурге чуть больше четырех тысяч кондукторов со средней зарплатой в 15 тысяч рублей. Таким образом, сократив эти должности, можно выйти на окупаемость операции всего за четыре месяца.

Сами приборы будут закупаться за счет городского бюджета, а вот расходы по их текущему обслуживанию лягут на плечи компаний-перевозчиков.

- В день фиксируется до десяти случаев выхода из строя используемых сегодня ручных валидаторов, - говорит председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев. - По правилам в такой ситуации автобус должен уйти с линии.

Получается, что после того, как транспорт полностью перейдет на валидаторы, в штатном расписании транспортных компаний появится и должность техника, эти приборы обслуживающего.

Пассажирам освоить валидаторы будет не сложно: войдя в салон, нужно лишь приложить смарт-карту к сканеру. Борьба с "зайцами" в этом случае будет проходить по следующей схеме: контролер, зайдя в автобус, может заблокировать систему, и все, кто не успел оплатить проезд, будут оштрафованы. Сумму штрафов при этом планируется увеличить до двух с половиной тысяч рублей.

Окончание на с. 28

Кстати

Сегодня уже триста автобусов и трамваев в Северной столице выходят в рейсы без кондукторов. В этом году валидаторы появятся еще в 1200 автобусах.

А как у соседей

В "Программе развития пассажирского транспорта на 2011-2013 годы в Новгородской области", которую сейчас разрабатывает правительство региона, предусмотрено введение электронных расчетов за проезд с помощью социальной карты жителя области. Уже сейчас у властей Новгородчины есть два коммерческих предложения по установке валидаторов - за 40 миллионов рублей (крепление приборов на автобусных стойках) и за 18 миллионов (ручные).

По мнению Сергея Лобанца, председателя областного комитета по транспорту и связи, полигоном для испытаний должен стать Великий Новгород. Однако в мэрии утверждают, что ни к 2011, ни к 2012 году город не будет готов установить на свой автопарк электронные контролеры. Для этого потребуется как минимум увеличить в два раза количество автобусов и троллейбусов в городском муниципальном предприятии, чей подвижной состав и так изношен на 80-90 процентов. Но из-за постоянного дефицита в бюджете такое вряд ли возможно. Поиски компромисса между областной и городской властями продолжатся в последнем квартале 2010 года, когда администрация Великого Новгорода разработает свое видение ухода от наличных денег при оплате проезда.

В Петрозаводске кондукторы работают только в муниципальном транспорте (это в основном троллейбусы), в частных автобусах за проезд плату принимает водитель. Как сообщили "Российской газете" в администрации города, пока речи о том, чтобы оснастить троллейбусы специальными автоматами для пропуска в салон пассажиров, нет.

Другое дело, что сейчас и в администрации города, и в управлении "Городской транспорт" понимают, что установленная цена в 10 рублей за одну поездку в троллейбусе все же мала. Хотя, после того как стоимость билета снизили (с 15 рублей), пассажиров стало значительно больше. Но это проблему не решило. Ведь по расчетам экономистов предприятия и администрации города, себестоимость одной поездки составляет 13,89 рубля.

С октября нынешнего года предполагается брать за одну поездку в троллейбусе 12 рублей. Кстати, именно столько платят пассажиры в других видах транспорта.

В АРХАНГЕЛЬСКЕ давно нет трамвая и троллейбуса, а вот автобусными перевозками занимаются более 30 частных компаний. Ежедневно на маршруты выходят более 500 автобусов, в основном марки ПАЗ.

- Наше предприятие обслуживает шесть городских маршрутов, - говорит директор одной из крупных транспортных компаний Юрий Морозов. - Мы бы и закупили большие автобусы для удобства пассажиров, но городская власть в этом нам помочь не хочет.

По словам Морозова, кроме официально работающих компаний свои автобусы на маршруты выставляют так называемые "левые" предприниматели. Они не заключают договоры с городской администрацией, не имеют баз обслуживания машин, их водители не проходят контроль, в том числе медицинский. Работать таким предпринимателям выгодно, они платят минимальные налоги и несут минимальные затраты... Что касается услуг кондукторов, то от них, уверен Юрий Морозов, конечно, нужно уходить. Содержать большой штат затратно, к тому же людей все время не хватает.

- В городе нужно сначала навести порядок в целом с пассажирским транспортом, - говорит директор муниципального предприятия пассажирских перевозок Анатолий Липатенков. - Система разрушена, есть лишь разрозненные компании.

По словам Липатенкова, международная и российская практика показывает, что пассажирский транспорт всегда убыточен. Поэтому необходимо возродить муниципальные автобусы и дотировать предприятие пассажирских перевозок из городского бюджета. А уж потом, когда вернется цивилизованная система обслуживания пассажиров, подумать об автоматизации оплаты проезда.

Подготовили Юлия Генерозова, Светлана Цыганкова, Анастасия Шоломицкая