Новости

09.09.2010 13:20
Рубрика: Культура

Пластилиновый и голый

Лучшие документальные фильмы фестиваля "Арткино", 12 сентября

В Киноклубе на Винзаводе 12 и 19-го сентября пройдет нечто вроде "эха" Всероссийского фестиваля "Арткино". Скоро в Москве начнется 3-й фестиваль, и в его преддверии организаторы решили напомнить интересующимся, чем, собственно, интересно российское "непрокатное" кино. Первая волна короткого "предфестиваля" нахлынет в виде лучших фильмов Первого фестиваля "Арткино", прошедшего в Москве два года назад. Имена сплошь молодые, темы картина - самые разные, жанры - бесконечно разнообразные, порой не поддающиеся определению. Как, впрочем, обычно и бывает по молодости. За три часа 12-го сентября можно будеь увидеть семь короткометражек, таких, как "Трасса М8" Надежды Зарецкой, "Очередь" Бориса Добровольского, "Про ежика" Натальи Беляевой и др. Последним покажут фильм-победитель Первого фестиваля "Арткино" - картину "Аргентина" Михаила Марескина, брутальную драму о наркодилере, облеченную в комедийную оболочку. "Арткино" - один из немногих российских кинофестивалей, сосредоточенных исключительно на авторском короткометражном кинематографе, выходящего "из-под пера" начинающих режиссеров. Стимулируя создание нового киноязыка, "Арткино" дает возможность ребятам, не искушенным в продвижении собственного продукта в прокат, показать фильмы публике. Пусть малым экранам, пусть один раз в год. Но это тоже немало.

"Гадкий утенок", 16 сентября

"Гадкий утенок" Андерсена - наверное, одна из самых понятных по своему назидательному звучанию сказка. Призывы к терпимости (толерантности, как стало принято говорить) звучали еще в далекие позапрошлом веке из уст доброго скандинавского сказочника, жившего в одной из самых спокойных европейских стран. И если просьбы любить или, по крайней мере, не обижать тех, кто не похож на тебя, кто кажется тебе смешным или нелепым, были актуальны тогда, то что говорить про нынешние агрессивные времена? Сказки тем и хороши - они обо всем и навсегда. Гарри Бардин, один из самых титулованных российских аниматоров, перенес на экран андерсеновскую сказку предельно точно и близко к тексту, но не стал заострять внимание зрителя на деталях, имеющих отношение ко времени и к месту. Среда, в которой родился уродец-утёнок, предельно условна. Смешная голая птичка появляется на свет в городе без названия, в котором легко узнаются черты всякого современного мегаполиса. Потом, когда он превратится в прекрасного лебедя, бывший гадкий утенок обрастет чудесными перьями, настоящими, собранными специально для съемок. В таких перьях щеголяют все птичьи персонажи фильма. А пока он пластилиновый и голый. Жизнь в этом месте без названия проходит под музыку Чайковского - из "Щелкунчика" и из "Лебединого озера". Забавно, что одного из персонажей - петуха - озвучил Владимир Спиваков. Еще более забавно, что ни один из крупных федеральных каналов не захотел показывать "Гадкого утенка".

 

"Я тоже", 16 сентября

Люди с психическими отклонениями - невероятно благодатный материал для всякого художественного произведения. Это и понятно - нестандартная психика героев оправдывает любой нестандартный конфликт, что развязывает руки драматургу и режиссеру. Картина испанских режиссёров Антонио Нахарро и Альваро Пастора в который раз выводит на экран "психического" героя и заставляет его жить среди людей с нормальной психикой. Но в случае с фильмом "Я тоже" мы сталкиваемся совсем уж с необычной ситуацией - герой фильма, 34-летний молодой человек с синдромом Дауна, посягнул ни много ни мало на собственную начальницу, крутую бизнес-леди. Парень, кстати, даст фору всякому здоровому - у него за плечами престижный университет, несколько иностранных языков, тонкие познания в искусстве и масса других достоинств, заставляющий усомниться в правильности его диагноза. Разумеется, его лицо напоминает о болезни, но не более того. Дальше фантазия режиссеров совсем не знает удержу и бросает бизнес-леди в объятия молодого человека. Словом, фильм уже не просто о толерантности, а скорее о том, что всякая душевная болезнь - вещь вообще условная. Может, их вообще придумали психиатры?

"Убийца внутри меня", 16 сентября

Кто бы мог подумать, что пройдет год-другой - и в кино начнут ходить на "малыша" Аффлека, как его зовут в Голливуде, чтобы не путать со старшим братом Беном. Кейси начал сниматься давно, еще в 1995-м, но тень знаменитого брата нависала над ним, не давая вырваться в самостоятельную актерскую жизнь. И только три года назад, снявшись в главной роли в фильме "Прощай, детка, прощай" и получив за нее номинацию на "Оскара", Кейси наконец выпрыгнул из-под душного крыла Бена. А после роли в фильме "Убийство Джесси Джеймса трусом Робертом Фордом" о нем стали говорить как об очередном открытии. Не прошел мимо этого открытия и Майкл Уинтерботтом, один из самых интеллектуальных режиссеров мирового кино и борец за справедливость ("Дорога на Гуантанамо"), решившийся на новый для него жанр - криминальное киночтиво. В этом чтиве Кейси Аффлеку отведена роль местного полицейского, хитрого и коварного, отравленного детским неудачным сексом с горничной и пронесшим эти воспоминания не только через всю жизнь, но и - что самое печальное - через работу. Уинтерботтом явно замахнулся на фирменный стиль Коэнов, что было встречено на последнем Каннском фестивале довольно прохладно. Все-таки Коэны - почти священные коровы. Впрочем, сцену эротических побоев красавицы-проститутки (ее роль исполнила Джессика Альба) весь Каннский фестиваль готов был смотреть еще и еще, будь такая возможность.