Новости

09.09.2010 11:45
Рубрика: Общество

Что скрывает "Фрау Мария"

С Балтийского дна поднимут судно времен Екатерины II

С 1 по 3 сентября в Хельсинки проходила морская экспедиция международной экспертной группы к месту затопления корабля "Фрау Мария" с коллекцией картин императрицы Екатерины II на борту.

С российской стороны в экспедиции принимал участие глава Управления по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры Виктор Петраков и президент Благотворительного фонда "Спасение культурно-исторических ценностей" Артем Тарасов, которые вчера побывали в гостях у "Российской газеты" и рассказали подробности уникального проекта.

История "Фрау Марии" началась еще в 1771 году, когда голландское торговое судно потерпело крушение недалеко от Аландских островов в Балтийском море. Груз "Фрау Марии" был уникален. По специальному указу Екатерины II в Голландии для Эрмитажа и Царского Села закупили коллекцию саксонского фарфора, золотых и серебряных статуэток, около 300 картин фламандских художников, среди которых, по мнению экспертов, могут находиться и полотна Рембранта.

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

В 1999 году финский кладоискатель - ныряльщик Рауно Койвусаари нашел "Фрау Марию" на морском дне и обозначил свои юридические права на дальнейшую разработку этого ценного исторического объекта. Однако, ни финскому ныряльщику, ни меценатам и спонсорам из России, ни заинтересованным лицам из Швеции и Голландии не удавалось окончательно решить судьбу судна. В 2007 году к проблеме подключился МИД РФ и Росохранкультура. Вплоть до сегодняшнего дня международная экспертная группа проводила работы на дне Балтийского моря, которые подтвердили - бесценный груз все еще находится на глубине.

Существует несколько вариантов дальнейшего развития событий. Специалисты считают, что можно поднять судно вместе с ценным грузом, либо извлечь его, а судно оставить на дне. Еще один вариант - сначала озаботиться транспортировкой груза, а затем поднять и саму "Фрау Марию".

По расчетам финской стороны, на осуществление работ потребуется около 80 млн евро и семь лет. Разработки нужно будет вести вплоть до 2017 года, поскольку необходимо предоставить археологам возможность ознакомится с судном. Кроме того, место затопления корабля сейчас экологический заповедник, все перемещения на территории которого требуют дополнительных согласований.

Однако нельзя забывать о том, что по Закону о памятниках древности, принятому в Финляндии, если судно и груз пробудут в ее водах 100 лет, то они по праву будут принадлежать только финской стороне. Столетие Финляндской Республики будет отмечаться в 2018 году.

Поэтому у российской стороны есть другой вариант действий. К примеру, эксперт по глубинным работам Андрей Шпигель, у которого уже имеется опыт решения задач схожей сложности, утверждает, что работы могут проводиться быстрее, за два месяца. И намного дешевле. Шпигель готов соорудить для "Фрау Марии" специальный кокон, который позволит поднять судно со дна вместе с грузом и без разрушений. Затем нужно будет поместить корабль в бассейн, в котором спокойно смогут работать археологи, не сталкиваясь с глубоководными перегрузками, ведь глубина, на которой сейчас покоится "Фрау Мария", составляет 41 метр.

Позиция Росохранкультуры, с которой ведомство собирается выступать на ближайших переговорах с финской стороной, такова: необходимо иметь гарантии, что груз, пролежавший на морском дне около 250 лет, все еще представляет собой историческую и культурную ценность. Для этого предлагается аккуратно поднять один контейнер, и посмотреть, в каком состоянии находятся картины. Оптимизма добавляет тот факт, что после крушения судна Екатерина II течение двух лет не прекращала попытки договориться со шведским королем Густавом III о том, чтобы груз был поднят и доставлен в Россию. А значит - императрица была уверенна в герметичности упаковки.

- Позиция России по вопросу работы с судном "Фрау Мария" и его грузом четко определена МИДом РФ, - считает Артем Тарасов. - Мы не пытаемся ничего забирать у финнов или делить с ними. Мы добрые соседи и готовы вместе с финской стороной, а также со шведами и голландцами, с другими заинтересованными государствами, осуществить технически сложный проект. А уже потом решить, куда отправится груз. Может быть, это будут международные выставки в столицах мира, быть может, лучшие предметы будут переданы на хранение в Эрмитаж. Возможно, финская сторона оставит себе судно и сделает музей "Фрау Марии".

Общество История
Добавьте RG.RU 
в избранные источники