09.09.2010 00:00
    Поделиться

    Власти США выступили против сожжения Корана в годовщину 11 сентября

    Чем опасна для мира провокация пастора Терри Джонса

    Америка в шоке. Скромный пастор из прихода в Гейнсвилле Терри Джонс и члены его независимой христианской общины объявили о том, что намерены отметить очередную годовщину событий 11 сентября сожжением Корана.

    Об этом бывший гостиничный менеджер Джонс сообщил в июле через социальную сеть Facebook. Одно лишь упоминание о планах пастора вызвало многотысячные демонстрации в Кабуле и волнения в Индонезии. Если же священник выполнит обещание и совершит запланированную провокацию, последствия могут оказаться непредсказуемыми. Об этом Вашингтон предупредили иранские власти. И в Белом доме всерьез восприняли эти слова.

    С рассказами о том, какую реакцию в мусульманских странах вызвала инциатива Джонса, ему звонят и пишут со всего мира. В Индонезии христианские семьи боятся выходить на улицу после того, как местные газеты сообщили о планах пастора. Учительница, приехавшая в Афганистан из Европы, направила священнику электронное письмо, умоляя его отказаться от своей затеи: "Ваши действия подвергают опасности мою жизнь".

    Командующий коалиционными войсками в Афганистане генерал Дэвид Петреус подтвердил, что планы Джонса по сожжению Корана ставят под угрозу безопасность американских солдат. Генеральный прокурор США Эрик Холдер назвал идею священника "опасной и идиотской". "Неуважительными и недостойными" считает инициативы пастора госсекретарь Хиллари Клинтон. В ответ Джонс лишь выразил сожаление, если следствием его действий станет гибель людей.

    В его адрес пришло уже более 100 писем с угрозами, и теперь он постоянно носит с собой пистолет 40-го калибра, на который у него есть лицензия. Ему звонят коллеги и просят отступиться, но он непреклонен.

    Пастор признается: в трех из каждых четырех полученных им электронных посланий его критикуют. Банк, где он держит счет, узнав о планах по сожжению Корана, потребовал от Джонса немедленно внести очередной платеж за церковь. А страховая компания аннулировала выданный ранее на нее полис.

    Представители пожарной службы запретили пастору проводить публичное "аутодафе" в церкви и на прилегающей к ней территории. Однако ни полиция, ни местные власти не могут помешать священнику, если "тот не нарушит закон".

    Так Джонс, чей приход, по словам соседей, состоит из 30-50 человек, спровоцировал серьезнейший со времени публикации в датской газете карикатур на пророка Мухаммеда религиозный конфликт.

    Дипломаты и военные не только в США, но и по всей Европе не сомневаются: выполни священник задуманное - и растиражированные по всему миру снимки с горящими книгами приведут к невиданному по масштабам всплеску антиамериканизма во многих мусульманских странах, чьи правительства будут вынуждены считаться с мнением "улицы". Этим воспользуются экстремисты, которые смогут еще активнее вербовать себе новых сторонников. Провокация пастора перечеркнет все попытки президента Барака Обамы улучшить имидж США в арабском мире. Вывод войск из Ирака и закрытие тюрьмы Гуантанамо будут мгновенно забыты.

    В Европе до сих пор с содроганием вспоминают о многотысячных демонстрациях, погромах посольств и массовой эвакуации сограждан, которые пришлось предпринять властям многих стран ЕС после появления в одной из датских газет карикатур на пророка Мухаммеда. Однако тогда после многочисленных извинений, принесенных правительствами и главами государств Старого Света, ситуацию удалось взять под контроль.

    Но теперь положение выглядит куда более опасным: официально запретить пастору Джонсу и его последователям сжигать Коран никто не может. К тому же у священника есть немало сторонников, в том числе в органах государственной власти США. Недавно вице-губернатор штата Теннесси Рон Рамси сделал публичное заявление, в котором предложил ввести запрет для живущих в Америке мусульман свободно молиться на территории страны.

    Не стихают дебаты в обществе, вызванные планами администрации Нью-Йорка (29 голосов "за", один "против") построить в непосредственной близости от места, где стояли разрушенные 11 сентября 2001 года башни-близнецы, мечеть с мусульманским культурным центром. Этот шаг городские власти назвали "ростком мира", который позволит большинству мусульман сражаться с "кучкой фанатиков-единоверцев". Но план не был воспринят американцами однозначно и спровоцировал раскол в обществе, вызвав к политической жизни такие маргинальные фигуры, как пастор Джонс.

    Сейчас этот священник ведет замкнутый образ жизни. Он не дает интервью. Телефон в его церкви не отвечает. "Мы понятия не имеем, что этот парень еще планирует", - признался местный шериф Тим Хейс.

    Справка "РГ"

    Терри Джонсу 58 лет, из них 30 он провел в качестве миссионера в Германии. Возглавил приход в Гейнсвилле в 2001 году. Издал на свои деньги и пожертвования антиисламскую книжку, продает кружки и майки с напечатанными на них антиисламскими лозунгами. Как-то двое детей его прихожан пришли в таких майках в школу, но их сразу отправили обратно домой за "нарушение дресс-кода". По информации разных блогов, из Германии Джонса "попросили" за уклонение от уплаты налогов, нецелевое расходование церковных средств и использование детского труда. У пастора есть свой мебельный бизнес где-то вне Гейнсвилла. Ходили слухи о том, что он якобы был в прошлом осужден за детскую порнографию.

    Дочь пастора Сильвия разочарована тем, что делает ее отец и называет их церковь "культом".

    Джонса часто видят на территории церкви с пистолетом. Он большой поклонник фильма "Храброе сердце" Мела Гибсона, рекламный плакат картины висит у него в кабинете. "Шоу храброго сердца" называются антиисламские видеоролики на веб-сайте церкви.

    Подготовил Сергей Дашков

    комментарий

    Георгий Померанц, культуролог:

    - В США широк спектр религиозных общин, пастор Терри Джонс, видимо, принадлежит к организации крайнего толка.

    И слыша его призыв, мы должны понимать, что, во-первых и прежде всего, надо решительно не допускать это действие. А во-вторых, задуматься над тем, что говорит этот призыв о состоянии нашего мира. Ну кроме свидетельства о том, что нервы у многих людей не в порядке и их тянет к экстремальным действиям.

    Как с этим покончить - вопрос сложный. В мире много еще встречается диких выходок (в том числе и в нашем любезном отечестве). Всех же авторов таких инициатив не пересажаешь в сумасшедший дом.

    Мне кажется, обращать внимание на подобный шаг можно лишь для того, чтобы объяснять людям, до какой степени в современном мире необходима толерантность. До какой степени надо избегать оскорбления людей, думающих не так, как мы. И как важно искать пути к солидарности.

    Очень разумные люди говорят о нарастающих угрозах общего кризиса человечества, который можно предотвратить только солидарными действиями.

    Некоторые считают печальный исход неизбежным. Я так не думаю. Человечество выбиралось из многих кризисов. И примеры поиска и нахождения разумного согласия в человеческой истории все время повторяются.

    11 сентября - день страшного теракта. Но сожжение Корана - это тоже своего рода терроризм - только символический. Что можно противопоставить терроризму? Только согласие и солидарность всех цивилизаций в борьбе с ним.

    Хотя я бы посоветовал человечеству не забывать и о нарушениях законности, которые могут вызывать террористические ответы. Если юридическая система попирает человеческое достоинство, то сплошь и рядом она будет вызывать реакцию, которую не смогут принять все.

    Наилучшее условие борьбы с терроризмом - мирное решение больных вопросов. Все-таки не надо доводить отчаявшихся.

    Ильдар Аляутдинов, главный имам-хатыб Московской соборной мечети:

    - Мы все должны осознавать, что призыв американского пастора Терри Джонса сжечь Коран 11 сентября, это на самом деле провокация. Подобные слова и действия задевают веру, честь и достоинство более миллиарда человек на земле. На протяжении последних четырнадцати веков жизни человечества эта книга была священным писанием для миллионов людей. Она давала им духовную подпитку, на ней строилась их жизнь.

    И вдруг заявление, что можно вот просто так 11 сентября взять и сжечь святую для миллионов людей книгу. Разумный человек просто не сможет взять в толк, настолько это все неправильно, некорректно, недальновидно.

    По-моему, сегодня уже все разумные люди как представители ислама, так и других религий не устают в один голос повторять, что теракты нельзя связывать с исламом, с его сущностью. А то, что произошло 11 сентября - это такая же большая трагедия для ислама, как и для людей другой веры. Для того чтобы понять, что связывать теракты с Кораном и исламом никак не допустимо, грамотному человеку достаточно взять Коран и почитать его. Сразу станет ясно, к чему он призывает. Уж точно - не к террористическим действиям.

    Закира Зиннуровна Зарипова, президент Ассоциации "Татары за Израиль", город Ришон Ле Цион, Израиль:

    - Атаковать следует исламистов, а не ислам. Американский пастор все перепутал. Ислам как таковой - такая же религия, как христианство, иудаизм, буддизм или индуизм. Истинные мусульмане считают своими врагами террористов всех мастей. В израильской армии целые батальоны состоят из мусульман-бедуинов, которые с оружием в руках противостоят экстремистам самого разного толка. Мои сын и дочь тоже прошли срочную службу в израильской армии и гордятся этим фактом. Только враги цивилизации могут объявлять всех мусульман без разбора враждебной силой и идти на такой кощунственный акт, как сожжение Корана. На мой же взгляд, этот пастор просто неумный человек. Неужели он не знает, что ислам, христианство и иудаизм относятся к авраамическим религиям.

    Подготовила Елена Яковлева

    Михаил Швыдкой: Улица испытывает диалог культур

    Все правые партии и движения выступают с резкой критикой современной европейской миграционной политики, которая превратила мегаполисы, да и не только их, в место не столько встречи, сколько столкновения цивилизаций. Вежливая формула ЮНЕСКО о диалоге культур слишком часто не выдерживает "испытания улицей" (слова Ф.М. Достоевского). Еще недавно лидер нидерландской Партии свободы, которую в просторечии именуют "антииммигрантской", Герт Вилдерс, называющий Коран не иначе как "исламский "Майн Кампф" и требующий его запрета на всей территории страны, считался политическим маргиналом. И хотя его партия до последнего времени имела девять депутатских мандатов в парламенте, сам он считался нерукопожатным, а мысль о возможности сотрудничества с ней казалась бредом любым респектабельным политикам. Сегодня, в 2010 году, по итогам выборов Партия свободы получила двадцать четыре места в парламенте, и хотя она стала третьей по числу мандатов, Вилдерса называют главным политическим победителем. К нему относятся столь серьезно, что некоторые голландцы - в случае участия Партии свободы в правительстве - готовы покинуть некогда одну из самых толерантных стран мира. Причем не только выходцы из мусульманских стран. Хотя последних особо насторожило заявление Вилдерса о том, что "наши планы - больше безопасности, меньше иммигрантов и меньше ислама".

    ...Столкновение цивилизаций, судя по итогам последних выборов в Европе, заставляет все большее и большее число европейцев отказываться от тех гуманистических ценностей, которые были выстраданы всей трагической историей человечества.

    Из статьи Михаила Швыдкого "Кто равнее других?" ("РГ" N 5214 (135) от 23 июня 2010 года)

    Поделиться