08.09.2010 23:20
    Поделиться

    Статья обозревателя "РГ" о дуэлях вызвала много откликов читателей

    В нескольких выпусках я упоминал о дуэлях, которыми отмечены биографии русских поэтов. Истории это общеизвестные, "дела давно минувших дней", и я никак не мог ожидать, что дуэльная тема вызовет горячие отклики. Но именно с такого письма и начну...

    О поединках чести

    Очень серьезная статья попалась мне в номере от 27 мая - "Поле чести". Я очень благодарен автору за столь смелый и интересный материал.

    Род мой старый, офицерский. Во всяком случае восемь поколений по мужской линии нашего генеалогического древа были офицерами. Мой прадед генерал Аким Данилович Дядченко служил до революции 1917 года военным комендантом Ставрополя. И все трое его сыновей тоже были офицерами, и среди них мой дед Борис Акимович. Он был военным медиком, участником Первой мировой. Дед дожил почти до девяноста лет. По его словам, поединки чести в царской России среди студентов и кадетов происходили до самой революции. Правда, уже без огнестрельного оружия, а на голых кулаках либо на палках, плетях (последнее называлось "хлестаться"). При этом другие атрибуты настоящего поединка - секунданты, врач, протокол дуэли - присутствовали, а значит, сохранялся изначальный воспитательный смысл поединка чести: рискуя собой наказать публично негодяя. Студенту или кадету, не явившемуся на вызов к барьеру либо не принесшему публичных извинений своему противнику, грозил такой остракизм в среде товарищей, что он бросал учебу и навсегда уезжал из Петербурга.

    Конечно, хочется, чтобы ссор и конфликтов вообще не было между людьми, но пока наша жизнь далека от благих намерений. И есть конфликты, которые порядочному человеку совесть не позволяет решать в суде, ведь в таком случае придется посвящать чужих людей в самые деликатные стороны жизни родных и близких. Раз так, то лучше, если бы конфликты заканчивались у "барьера" - на ковре, на татами, на ринге, а не в темной подворотне, не на подлых разборках, куда негодяи трусливо отправляют своих наемных "бойцов"...

    На снимке, который я посылаю, изображен брат моего деда - Александр Акимович Дядченко (стоит в центре), активный участник кулачных дуэлей в своем полку.

    Игорь Вячеславович Дядченко, тренер 1-й категории по борьбе самбо и дзюдо, член Союза художников России

    О царской семье и Афгане

    ...Я служил солдатом в Афганистане, но мне повезло: я никого не убил, может быть, поэтому вышел без единой царапины. Сейчас пишу о пережитом много лет назад. Подскажите, как стать одним из авторов "РГ". Хочу написать о простых русских солдатах в Афгане, ведь тему свернули, будто и не было ничего...

    Александр Елизарэ, художник

    О бессмертных гусарах

    Побудила написать досадная неточность в публикации "Поэты и командиры" (выпуск от 5 августа). Правильное название 5-го гусарского полка не Александровский, а Александрийский. Не сочтите за буквоедство: каждый полк русской армии имел свои неповторимые черты, выражавшиеся не только в обмундировании и символике, но и в глубоком пласте традиций. Александрийцы же, "черные гусары", как называли их за уникальную в русской армии форму черного цвета, были одним из самых легендарных кавалерийских полков. Еще одна ремарка: вместо кокарды александрийцы носили на киверах серебряное изображение адамовой головы. Эта деталь, как и черные доломаны, совпадала с формой прусских черных гусар, союзников России в наполеоновских войнах. Пруссаки называли своих "гусарами смерти", а наших александрийцев - "бессмертными гусарами".

    Алексей Костин

    P.S.

    Наша рубрика пока не имеет возможности во всей полноте публиковать те отклики (порой это целые исследования), что приходят в редакцию. Поэтому прошу прощения у всех авторов публикуемых писем за неизбежные сокращения.

    Поделиться