08.09.2010 23:25
    Поделиться

    В Дормидонтовском детском доме создали "потешную ферму"

    В селе Дормидонтовка Вяземского района хозяйство держат только три семьи.

    Раньше, вспоминают старожилы, в каждом подворье что-то мычало и хрюкало. Теперь молоко и мясо деревенские покупают. Только ходят за ними не в магазин, а в… детдом.

    Свое пространство

    Он притулился на околице - типовое здание из силикатного кирпича, осколочек городской жизни. Десять лет назад сюда свезли сирот со всей округи. Все казенное: одежда, мебель, еда. Назначенная директором Тамара Гурова ходила по коридорам и печалилась.

    - Мне не понравилось, что внутри получилось что-то типа казармы с общим коридором и большими палатами. Не в таких условиях должны находиться дети. Ребенку нужно свое пространство, чтобы побыть одному, побыть самим собой, - говорит она.

    Вскоре в здании началась переделка. Не только внешняя, менялось все жизнеустройство. Всем занималась сама Гурова, используя опыт лучших детских домов семейного типа. Вместо больших палат появились маленькие секции, похожие на квартиры. Так детдомовские "разошлись по домам".

    С кем жить, каждый выбирал самостоятельно. В итоге оказались вместе целыми семьями - братья и сестры. Так не прерываются родственные связи, старшие опекают младших, маленькие видят , как устраиваются их повзрослевшие близкие. Выходя из стен детского дома, выпускники посылают открытки оставшимся братьям и сестрам, приезжают к ним в гости.

    - Вот наша квартира, - показывает педагог Ксения Космынина. - Четыре семьи здесь разместились. Живем по-семейному: после ужина - обсуждение прожитого дня, новостей, просмотр телепередач (любимая - кулинарные рецепты). У всех семей свой альбом, свои праздники. На день рождения каждый ребенок получает именной торт. Они живут на абсолютной воле: за окном - околица, чистый воздух, поэтому самое суровое наказание здесь - гулять в компании со взрослыми.

    Я сам

    Мальчик в углу чинит дверцу шкафа.

    - Валера, давай помогу, - предлагает воспитатель.

    - Не надо, я сам, - по-мужски отстраняется он.

    Эти дети вполне готовы жить в селе. Девочки умеют шить, белить, стирать, готовить. Мальчишкам несложно изготовить табуретку, плечики для одежды, полку.

    Детдомовцев из Дормидонтовки охотно забирают в семьи - они трудолюбивые, адаптированные к жизни и добрые.

    - Ваши дети мало отличаются от домашних,- говорю я Гуровой.

    - Правда? - радостно вспыхивает она. - Мне многие это говорят.

    В детдоме есть хорошая традиция помогать односельчанам, пожилым дормидонтовцам: дети белят потолки, моют полы.

    У старших обязанности на "фазенде". Это подсобное хозяйство, где все началось как игра, но стало изюминкой Дормидонтовского детского дома. Утром старшие дети чистят сараи, дважды в день кормят скот. Дима Ананьев сегодня на ответственной работе - сопровождает корову Звездочку и бычка Борьку на пастбище. Буренка поит весь детский дом молоком, а для хороших надоев кормилице нужны сочные травы. Дядя Саша, преподаватель по сельскому труду объясняет, как правильно полоть траву, подвязывать и пасынковать помидоры. После ливней сорняки пошли в рост, только успевай избавляться. Нынче летом дети спасали запасы сена - очень уж много дождей досталось Вяземскому району. Занятия на ферме и в огороде обязательны для всех, кроме малышей.

    Инициатива создать "потешную ферму" принадлежит коллективу.

    Рассудили так: дети живут в сельской местности и наверняка останутся здесь надолго. Безработица коснется их первых. Что они умеют? По данным внутреннего мониторинга, именно отсутствие работы у выпускников серьезно осложняло их жизнь. Нет стажа, негде устроиться, не на что жить - и далее по списку. Между тем прокормить себя даже без работы можно, если не прерывать связи с землей. Ее вокруг полно.

    - У нас нормальная семья, только большая. Что имеет любая семья в селе? Свое подворье, на котором работают вместе с детьми. Так и у нас, - объясняют здесь.

    Обзавелись добром: на спонсорские деньги построили невдалеке большой сарай для скотины, купили первую корову и старенький трактор. Успешное соседнее предприятие подарило детдомовцам плуг.

    "Потешная ферма" не сразу привлекла ребят. Многие из них сначала на грядку идти не хотели, некоторые нарочно падали в борозды. Потом, глядя, как педагоги сами трудятся внаклонку, присоединялись к ним. Так постепенно включились в сельскохозяйственный быт. А вскоре поняли: он приносит реальный доход. На свою ферму детский дом не потратил ни копейки из бюджета. Зато полученное молоко реализуют населению и отправляют на детдомовский пищеблок.

    Как в заправском колхозе, есть в этом хозяйстве тетрадка "с палочками": в ней засчитывается, кто сколько сделал. Работа стоит денег! Получил зарплату - пошел в сельмаг, купил угощение или другую мелочь.

    - Доказано, что если просто дать сироте доступ к сберкнижке - дети способны потратить все сбережения за неделю, - говорит Гурова. - А так они приучаются планировать расходы.

    Лечение от стресса

    Детский дом - единственное сельскохозяйственное предприятие в Дормидонтовке. После развала совхоза сельчане ограничиваются либо ведением небольшого подсобного хозяйства, либо совсем забросили свои участки.

    Кошки, телята и коровы на "фазенде" несут и функцию своеобразных лекарей. У многих сирот изначально нарушена психика, они агрессивны или безразличны. После разлуки с родителями, ребенок чувствует апатию ко всему. Оказавшись в пространстве казенного дома, он получает второй стресс. А общаясь с животными, дети теплеют, оттаивают, у них возникает желание защитить их. А может, срабатывает мысль о том, что не только они беззащитны?

    Сейчас в Дормидонтовском детском доме есть корова, телка, две свиньи и бычок. Саша и Катя Пчелинцевы - водовозы, поставляют в бидоне воду на ферму. Катя сильная, мускулистая, хотя и крохотная. Для Рината и Руслана Абуталиповых любимое занятие - помогать дяде Саше, инструктору по труду (он же руководит фермой, следит за животными, графиком кормления).

    Руслан терпеливо размешивает деревянной палкой завтрак для коровы и боится отвлечься - вдруг пригорит? Занятие у него ответственное.

    - Сколько мясо стоит на рынке? - спрашиваю у него.

    - Рублей двести, - со знанием дела говорит он. - Это в деревне. А в городе 350.

    Свежие овощи, молоко и мясо теперь всегда на столе у воспитанников, а излишки охотно покупает население. На вырученные деньги детдом запасает удобрения и нужный в хозяйстве инвентарь, платит зарплату рабочим. Направлять на это бюджетные средства Тамаре Гуровой запрещено - ну не положено детскому дому заниматься непрофильными тратами. А если разобраться, самый что ни на есть лучший профиль для детей, живущих в селе - земля-кормилица. На ферме три огорода: там растят картофель, тыкву, кабачки, помидоры, огурцы. При посадке учли всех едоков, и детей и животных. За бычками и поросятами сюда, рассказывают, приезжают уже из окрестных деревень. Вот тебе и агробизнес.

    Когда в хозяйство потекли первые доходы, взрослые дормидонтовцы задумались: а не рано ли побросали крестьянское занятие? Многие сейчас решили вернуть свои подсобные хозяйства. В итоге на программу содействия самозанятости откликнулось сразу 13 дормидонтовцев: кто решил строить теплицу, кто вспомнил о буренке.

    Кстати

    В конце лета в Дормидонтовку пришла новость: выпускница детдома Настя Тимашова поступила в Тимирязевскую академию, а Валера Котелевский стал ветврачом.

    Подробнее о детском доме можно узнать на сайте - http://dom-dormidontovka.russchools.ru

    32 детских дома действуют на территории Хабаровского края.

    По данным краевого министерства образования

    Поделиться