08.09.2010 23:46
    Поделиться

    На Кубани при молчаливом согласии чиновников многодетную семью вытесняют из родового хутора

    При молчаливом согласии чиновников многодетную семью вытесняют из родового хутора

    В Брюховецком районе Кубани произошла история, послужившая поводом для запроса депутатов кубанского парламента в Госдуму.

    Пару лет назад местный житель Александр Никулин помог семье из другого района приобрести на хуторе подворье. И не успел оглянуться, как новоявленные соседи оформили в собственность и в долгосрочную аренду практически всю окрестную землю, а старожил со своим многочисленным семейством остался, как говорится, с носом.

    Один у дома

    В полном отчаянии Александр обратился в "Российскую газету". Вот строчки из его письма: "На этой земле жили и трудились мои предки-казаки, а ее, в нарушение всех законов, отдали заезжему человеку. Что теперь скажу детям, которые вместе со мной расчищали ее от камней, мусора и веток? Земля раньше кормила всю нашу живность, а теперь на ней ничего не посажено. Ведь у этих людей просто нет никакого личного подсобного хозяйства. А я буду вынужден ликвидировать ЛПХ, так как 15 соток вокруг дома не создадут для него кормовую базу".

    Едем в Брюховецкий район. Хутор Встречный относится к Переяславскому сельскому поселению. Раньше здесь была одна длинная улица с несколькими десятками домов, но теперь практически все они стоят заброшенными. После разворовывания трансформаторной подстанции прекратилась подача электроэнергии, и родственники увезли отсюда последних стариков. Сложившись, дети Анастасии Никулиной купили для матери домик в станице, а сын Александр остался хранителем родового гнезда. Когда-то его деды со своими большими семьями жили натуральным хозяйством, а теперь и он со старшими детьми обрабатывает землю, выращивает птицу и скот.

    - Во времена моего детства автобус возил отсюда в станичную школу человек двадцать, - вспоминает Александр. - А сейчас мы одни тут остались. В родительском доме прописано семеро: я, жена и пятеро детей. Старшей дочери 21 год, младшему сыну - три месяца. Здесь нет ни света, ни газа, поэтому снимаем жилье в станице. Ну а это подворье всех нас кормит.

    Личным подсобным хозяйством Никулины занимаются основательно. Согласно выписке из похозяйственной книги, в прошлом году крестьяне содержали 38 бычков, 1350 голов птицы (утки, гуси, куры), шесть пчелосемей, а теперь приходится избавляться от живности, ибо кормить ее нечем: выпасы для скота и пашня оказались у другого человека.

    Отдали соседу

    Александр Комаристый живет в соседнем районе, в станице Каневской, а вот заняться личным подсобным хозяйством решил в Брюховецком районе. Здесь он без особых проблем оформил землю в аренду не только на себя, но и на обоих сыновей.

    - Вначале мы обрадовались их появлению, надеялись, что вместе будем хутор возрождать, - говорит Александр Никулин. - И подумать не мог, что Кузьмичу приглянутся участки, которые мы с детьми обрабатывали по краткосрочным договорам аренды с местной администрацией. Сажали на ней кукурузу, свеклу, пшеницу, чтобы было чем кормить скотину и птицу. Но неожиданно в прошлом году узнал, что меня лишили этой земли: причем даже уведомили, что договорные отношения со мной прекращаются.

    Особенно удивило Никулина, что каневчанину отдали землю вокруг подворья его деда-фронтовика Ильи Угнивенко. Дед умер еще в 1990 году, а в его доме тогда остались брат с сыном-инвалидом (никого из них сейчас в живых уже нет). Но когда через пару лет гражданам передавали в собственность земельные участки, находящиеся в их пользовании, в списки получателей почему-то включили деда, а не его дочку (мать Александра Никулина) или брата. Анастасии Ильиничне в сельской администрации пояснили: Илья Угнивенко значится в земельно-шнуровой книге в качестве пользователя земельного участка, поэтому на него и выписали документы. От отца домовладение и земля перешли к дочери, от нее - к сыну, который лишь весной прошлого года через суд признал право собственности на полгектара дедовской земли и наконец зарегистрировал ее. А спустя месяц территорию вокруг этого участка общей площадью 2,5 гектара глава района своим постановлением передал в долгосрочную аренду (на 49 лет) Комаристому. Сейчас же в районном суде он добивается признания недействительным свидетельство о праве собственности Никулина на дедовский участок, оказавшийся внутри его надела.

    Не ко двору

    Кстати, Александр Никулин также обращался с письменным заявлением к районным властям с просьбой продлить краткосрочную или оформить в долгосрочную аренду ранее обрабатываемые участки хуторской земли. Однако каждый раз получал отказ по формальным причинам.

    Как оказалось, на постановление главы Брюховецкого района Александра Клименко о выделении жителю станицы Каневской участка из земель населенных пунктов Брюховецкого района был подан протест. Районный прокурор Олег Апанасевич указал, что документ противоречит федеральному законодательству и нарушает интересы муниципалитета, через который идет поддержка ЛПХ. После того как глава отклонил протест, прокурор обратился в суд. Произошло это еще в начале апреля, однако дело до сих пор так и не рассмотрено.

    А вот дело по иску Комаристого, оспорившего решение о признании права собственности Никулина на 50 соток дедовской земли (спустя год ему восстановили сроки для обжалования), принято к рассмотрению, и по нему уже прошло несколько заседаний. Начальник отдела имущественных отношений районной администрации Андрей Мочайло не скрывает: они стоят на стороне заявителя. "Мы считаем, что Никулин незаконно зарегистрировал право собственности на этот участок", - сказал он. На вопрос, почему с ним не продлили договор аренды, чиновник пояснил: "Заявку неправильно оформил, поэтому Комаристый и оказался единственным претендентом".

    На хутор "раздора" мы приехали вместе с представителями районной и поселковой администраций. В окрестностях Встречного нас уже ждали владельцы личных подсобных хозяйств из соседних хуторов. В ходе бурного диалога выяснилось, что у каждого из них накопилась масса претензий к власти.

    - Разве справедливо, когда тому, кто "четыре гуся" завел, предоставляют четыре гектара земли, - горячится Максим Левченко. - Мы годами занимаемся разведением скота и птицы, но добиться этого не можем.

    - Вместе с Никулиным мы взяли пруд в аренду, решили заняться разведением рыбы, - подхватывает Петр Падалка. - Дело это трудоемкое и затратное, а отдачу можно ждать только через несколько лет. Но после того как землю отдали каневчанам, они стали претендовать и на часть пруда. Выходит, мы будем рыбу разводить, а они ее ловить?

    "Кузьмич", как зовут здесь старшего Комаристого, тоже присоединился к диалогу. Он считает, что поступает по закону, а "местные" ему просто завидуют и хотят поставить подножку.

    Чиновники утверждают: проблемы у Никулина возникли потому, что он вовремя не занялся оформлением земли, спохватившись лишь, когда она стала уходить у него из-под ног. Для ведения ЛПХ Никулину пообещали выделить другие свободные участки. Правда, все они расположены в некотором отдалении от хутора.

    ...За спиной Александра стояли трое его старших детей - Денис, Настя и Вика. Глаза у ребят были грустными. Они никак не могли взять в толк, почему их многодетную семью пытаются вытеснить из родового гнезда.

    Комментарий

    Сергей Тимченко, председатель комитета по вопросам имущественных и земельных отношений краевого Законодательного собрания:

    - Согласно статье третьей федерального Закона о личном подсобном хозяйстве, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Это связано с тем, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию ЛПХ и социально-экономическому развитию сельских поселений. Органы местного самоуправления ведут их учет, и в рамках соответствующих программ на местах определяется форма, размеры и порядок поддержки ЛПХ, а также обслуживающих их кооперативов и иных организаций.

    Поддержке ЛПХ на Кубани уделяется огромное внимание. Из краевого бюджета выделяются значительные средства, которые идут целевым назначением в районы, где распределяются в качестве субсидий за сданное молоко, мясо и строительство теплиц. Вот почему мы считаем, что земля для ведения личных подсобных хозяйств должна выделяться тем гражданам, которые постоянно проживают и зарегистрированы на территории данных поселений. Именно так везде и происходит, поэтому брюховецкая история стала исключением из правил.

    После обращения жителя Переяславского сельского поселения Владимира Никулина в ЗСК была создана депутатская комиссия, которая на месте разбиралась в ситуации. Действительно, районная администрация предоставила в долгосрочную аренду для ведения ЛПХ земельные участки отцу и сыновьям Комаристым, зарегистрированным и постоянно проживающим в другом районе (сыновья ЛПХ никогда не занимались). При этом один из участков выделен, как мы считаем, с нарушением не только требований закона, но и норм градостроительного законодательства РФ.

    Главе районной администрации Александру Клименко еще в марте было предложено в установленном порядке отменить решение о предоставлении земельных участков для ведения ЛПХ жителям другого района. Однако до сих пор это, насколько мне известно, сделано не было. Здешние юристы, как выяснилось, по-своему толкуют закон "О личном подсобном хозяйстве" и считают, что его требования не нарушили.

    Чтобы впредь не возникало подобных разночтений, мы направили запрос в Госдуму. Попросили уточнить, может ли предоставляться земля в аренду для ведения ЛПХ жителям другого сельского поселения. С учетом полученного ответа, будем вносить поправки в краевой закон. Надеюсь, это произойдет сразу же после окончания депутатских каникул - на первой осенней сессии кубанского парламента.

    На заметку

    Комитет по вопросам имущественных и земельных отношений ЗСК - 8(861) 268-41-25.

    Поделиться