08.09.2010 23:45
    Поделиться

    У части пермских бюджетников после внедрения новой системы оплаты труда снизилась зарплата

    Кто выиграл от введения новой системы оплаты труда в бюджетной сфере

    Новая система оплаты труда (НСОТ), которая введенная в Пермском крае в сентябре 2009 года, ухудшила материальное положение части врачей и учителей.

    Сейчас 25 процентов врачей края получают зарплату ниже прожиточного минимума, а у 40 процентов педагогов зарплата в результате проводимых реформ понизилась.

    Битый час

    Антонина Семеновна Никулина - учитель математики с 38-летним стажем. Все эти годы она отработала в поселковой Архангельской школе Юсьвинского района. Никулина давно пенсионер, но все еще преподает, так как учителей остро не хватает. Весной 2010 года ее уговорили поработать еще и в школе соседнего поселка Нижнее Волпино, филиале Архангельской школы - за математика, ушедшего в декретный отпуск.

    Антонина Семеновна шагала в Нижнее Волпино пешком к восьми часам утра по весенней распутице, а в своей школе готовила учеников к ЕГЭ. В итоге из десяти выпускников Архангельской школы двое закончили с золотой медалью, один - с серебряной. Ученики Никулиной заняли второе место по результатам экзамена по математике среди выпускников Пермского края.

    В течение трех месяцев учительница получала ежемесячную зарплату: в Нижневолпинской школе - 2708 рублей, а в Архангельской - 6636 рублей. Один ученико-час в обеих школах стоит 2 рубля 75 копеек в полном соответствии с существующей в Пермском крае системой подушевого финансирования, а наполняемость классов низкая, как в любой малокомплектной школе. Причем итоговые суммы включают в себя и уральский коэффициент (15 процентов), и сельский (25 процентов). Почему в Нижневолпинской школе ей не доплатили до минимальной суммы оплаты труда (МРОТ), равной сегодня 4300 рублей? В школе нет средств на стимулирующие доплаты в фонде оплаты труда (ФОТ).

    В Юсьвинской районной школе зарплаты педагогов выше, чем в поселковых, так как наполняемость классов в пределах нормы - 20-25 человек.

    Пермский краевой территориальный профсоюз работников образования и науки констатирует: норматив финансирования на одного учащегося в большинстве школ, детсадов позволил установить очень низкую базовую сумму для расчета зарплат педагогам и рядовым сотрудникам. А стимулирующая часть ФОТ учреждений, за счет которой должна была подняться зарплата педагогов, формируется в размере не 30 процентов от ФОТ, как предписано в нормативных актах, а в среднем 19 процентов. Более того, в некоторых учреждениях стимулирующая часть меньше 19 процентов, а где то, особенно в сельских, денег на стимулирование нет вообще.

    Челобитная от врачей

    На первом этапе перехода на НСОТ всем бюджетникам (учителям, врачам) доплачивали до уровня зарплаты, определенного единой тарифной сеткой, чтобы нивелировать эту разницу. Однако сетка давно устарела. Ее следовало или изменять, учитывая инфляцию, или переходить на НСОТ.

    НСОТ же предполагает, что 70 процентов зарплаты (базовая часть) гарантированно финансируется из краевого бюджета, рассчитывается из стоимости содержания одного ученика или лечения одного больного. Остальные 30 процентов должны идти из стимулирующего фонда образовательного или лечебного учреждения - за счет средств муниципалитета.

    Что же получилось примерно через полгода после перехода на НСОТ? По данным комитета по социальной политике Заксобрания Пермского края, только в одном Индустриальном районе Перми примерно 300 медицинских работников обратились с жалобами о понижении зарплаты в самые различные инстанции. Например, врачи МСЧ № 9 писали коллективное письмо еще и в адрес правительства РФ.

    Понять врачей несложно. В Перми, например, специалисты высшей категории получают не выше 15 18 тысяч рублей. Начинающие врачи без стажа, без категорий, даже работающие сутками, на две ставки, могут заработать не более 8 10 тысяч. По словам председателя профсоюза МСЧ № 9 Александра Селянина, около 25 процентов персонала имеют зарплату ниже прожиточного минимума, что показал анализ зарплат за второй квартал 2010 года.

    - Сама новая система вопросов не вызывала бы, - говорит Селянин. - Но если бы средства на стимулирующую часть зарплаты было из чего брать. Хотя к принципам формирования базовой части тоже есть вопросы: ведь если у больного нет полиса, его лечение доктору не засчитывается.

    - В нашей отрасли уровень зарплат не понизился, - утверждает председатель Пермского краевого профсоюза работников здравоохранения Геннадий Шабалин, - но и не вырос, как это декларировалось при переходе на НСОТ. Система организации изменилась так, что уменьшился объем работ. Например, у водителей "скорой" в некоторых муниципальных районах увеличена стоимость рабочего часа, но снизилось количество отработанных часов. Квалифицированные врачи, которые раньше работали на две ставки, стали получать за одну-полторы, так как произошло сокращение штатных ставок.

    Часть высококвалифицированных медиков увольняются и уезжают из Прикамья на заработки в Москву, Санкт-Петербург, где зарплаты достигают 60 80 тысяч. На эти деньги можно арендовать жилье и вполне сносно жить. Хотя официальная статистика показывает рост зарплаты врачей в целом по краю. Но лукавство в том, что взята средняя цифра, которая маскирует резкую разницу в оплате труда работников здравоохранения края. От 25 до 40 тысяч рублей получают лишь врачи, участвующие в пилотных проектах - кардиологи, акушеры, врачи станции скорой помощи и терапевты в поликлиниках. Все остальные оказались за бортом, что усилило социальное расслоение в среде врачей, более того, обиду на несправедливую систему.

    Минимум с коэффициентом

    Почему же средства, предназначенные для стимулирующей части зарплаты, уходят на другие цели? Они расходуются на доплаты специалистам до уровня МРОТ, различные компенсации, уральские, северные коэффициенты, доплаты до прежнего уровня базовой части зарплаты. Среди педагогов Пермского края таких работников - 40 процентов, среди медиков - 25.

    МРОТ оказался камнем преткновения для очень многих работников бюджетной сферы. Дело в том, что в Пермском крае сложилась практика, когда почти все бюджетные организации включают в размер МРОТ различные компенсации - "уральский" коэффициент, за работу в сельской местности, "северную" надбавку, за сверхурочную и ночную работу. Именно поэтому районные суды и Пермский краевой суд буквально завалены исками, в которых работники оспаривают действия работодателей. Суды неизменно выносят решения в пользу работников - то есть все эти выплаты должны начисляться сверх МРОТ. Гоняя работников по судам, работодатели тратят средства на судебные издержки также из стимулирующего фонда.

    Но пересчитать и выплатить все, что положено, руководитель бюджетного учреждения может только на основании исполнительного листа из суда. Начислять выше установленного норматива он не имеет права, и в этом главный изъян системы: для этого требуется воля муниципальных властей, то есть постановление и выделение собственных средств. Чего у городов и районов нет. Следовательно, вопрос может решиться только на уровне правительства Пермского края.

    Сбой системы

    Сегодня можно сделать вывод: реформа в системе оплаты труда не была просчитана и не была финансово обеспечена правительством Пермского края. НСОТ заметно ухудшила материальное положение части бюджетников. По выводам правозащитников, нарушает их социально-экономические права.

    - Большинство регионов России, которые перешли на НСОТ, выделили дополнительные деньги на эти цели, - поясняют в краевом профсоюзе образования, - например, Чувашия, Марий Эл, Татарстан планируют введение НСОТ с 1 сентября 2010 года, но также с дополнительным финансированием стимулирующего фонда.

    По словам председателя Пермского краевого профсоюза работников образования и науки Зои Галайды, ситуация создала еще и благоприятную почву для нарушений. Например, в ряде образовательных учреждений зарплата директоров намного превышает зарплату работников, что недопустимо по закону.

    - В селах педагоги терпят такое положение, так как другой работы там просто нет, - говорит Зоя Галайда, - но факт налицо - формируется социальная напряженность, которая будет расти, если краевые власти не предпримут выделений из бюджета на формирование 30-процентной стимулирующей части оплаты труда и обеспечение финансами выплату компенсации сверх МРОТ.

    Пермская краевая организация профсоюзов образования обратилась к правительству Пермского края с просьбой рассмотреть этот вопрос.

    Кстати

    По данным Пермского краевого профсоюза работников образования и науки, незначительное повышение зарплаты работникам образования в результате введения НСОТ произошло у 11 процентов педагогов. Уровень зарплаты остался прежним у 48 процентов. Зарплата понизилась у 40 процентов педагогов.

    Мнение

    Татьяна Марголина, уполномоченный по правам человека в Пермском крае:

    - За последние три месяца в адрес приемной поступило 25 обращений, в основном коллективных, от работников бюджетной сферы, чувствующих себя ущемленными после перехода на НСОТ. Когда мы начали разбираться, то выяснилось, что в результате внедрения НСОТ многие бюджетники, имеющие высшее образование, получают минимальную или чуть выше зарплату, наравне с техническим персоналом. За ту же учебную нагрузку, что в прошлом году, учителя получают меньшую заработную плату. Одна из причин субъективна: до сих пор не во всех учреждениях разработаны положения о стимулирующих выплатах. Поэтому есть основание предъявить руководителям претензии. Объективный фактор заключается в том, что средств на стимулирующие выплаты не хватает. В итоге цель введения НСОТ - повышение размера заработной платы за счет стимулирующего фонда - не достигается.

    Тем временем

    Заксобрание Пермского края в первом чтении приняло законопроект "О внесении дополнений и изменений в закон Пермского края "О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края", дополнив нормой: "Для малокомплектных сельских школ норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся".

    Поделиться