08.09.2010 23:17
    Поделиться

    Венецианский кинофестиваль: Коппола, Озон, Федорченко

    Получат ли российские "Овсянки" Венецианского Льва?

    Старейшему в мире кинофестивалю нынче выпала удача. Кризис задержал в производстве многие фильмы, и шедевры не поспели ни к февральскому Берлину, ни к майскому Канну. Ожидали, что поспеют к сентябрьской Венеции. И у нее будет обширный выбор.

    И действительно: в венецианский конкурс хотели попасть более 4 тысяч лент, попали 24. Среди избранных наши "Овсянки", мистико-эротико-этно-дорожное кино, которое снял венецианский лауреат, автор "Первых на Луне" екатеринбургский режиссер Алексей Федорченко.

    Две овсянки и похороны

    В этой картине маячит тень уже не существующего угро-финского народа меря, который населял русский Север, потом слился с русскими и остался в генетической памяти северян - смолян, костромичей, новгородцев. Фильм извлекает из этой памяти мерянские обряды, обычаи и представления о добре и зле. И эти обряды заставляют нас заново пересмотреть свои предрассудки, возвращают к человеческому естеству. А сюжет прост: человек в сопровождении друга и двух птичек-овсянок едет по дорогам России предать тело умершей жены очистительному огню и все уносящей воде. Такой волшебный фильм, который завораживает и после окончания долго не отпускает. Зрители смотрели его в благоговейной тишине и долго аплодировали. Демонстративно хлопал и председатель жюри Квентин Тарантино.

    Харка, Коппола, Озон

    Что еще нельзя пропустить из уже показанной программы? Думаю, оглушительным успехом будет пользоваться блокбастер китайского режиссера Цуй Харка "Детектив Ди и тайна призрачного пламени" - снятый в HD, фильм предлагает такое изобразительное и техническое совершенство, такие захватывающие дух боевые и массовые сцены, такие интриги и спецэффекты, что Гарри Поттеры с Властелинами колец отдыхают. Действие происходит в 600-х годах до нашей эры, во времена династии Тан, но дальше начинается чистое фэнтези: 80-метровая статуя Будды, внутри которой ходят лифты, под Буддой - сказочно прекрасный город, и парусники спешат к пристани, и слоны с верблюдами везут бурдюки с вином, и дивные девы танцуют под неземную музыку. Фабула закручена туго: коронация императрицы омрачена случаями самовоспламенения людей. Детективу Ди надо разобраться в причинах кошмара.

    Еще одну хорошую картину сделала дочка Копполы - София. Фильм называется "Где-то", и это сатирически изображенная жизнь пресыщенного кинидола Джонни Марко, при одном появлении которого девушки начинают срочно раздеваться. Жизнь без дома (только калейдоскоп городов и отелей), без семьи (только случайно залетевшие в его постель девицы), а главное, без смысла. И единственное существо, которое он любит, - 11-летняя дочка. Ее играет восходящая 12-летняя звезда Элль Фэннинг, только что снявшаяся у Андрея Кончаловского в рождественской сказке "Щелкунчик 3D".

    Франсуа Озон, это "ужасное дитя" французского кино, остепенился и стал делать коммерческие фильмы. Теперь в его ленте "Ваза" снова Катрин Денев в роли жены владельца зонтичной фабрики, которая тяготится ролью домохозяйки, ввязывается в общественную жизнь и становится столь популярной у местных трудящихся, что ее выбирают в парламент. Такой водевильно-буржуазный вариант нашего "Члена правительства", причем Денев здесь похожа на образцово-показательную Любовь Орлову в фильме "Русский сувенир".

    "Посмертное" кино

    А вот очень серьезное кино, которое нельзя пропустить: фильм чилийца Пабло Ларрейна Post mortem - "Посмертное". Родившийся через три года после военного путча в Чили Ларрейн прочитал заметку о человеке, который делал вскрытие тела убитого Сальвадора Альенде. Из этой заметки выросла потрясающая душу драма о герое, работающем в морге и документирующем медицинские результаты аутопсии. И мы ощущаем приход путча по событиям в морге - ход рискованный, требующий от режиссера и зрителя немалого мужества, но дающий возможность почувствовать запредельную бесчеловечность гражданской войны, как не мог бы никакой другой сюжет.

    И это только пять капель из моря фильмов, захлестнувшего венецианский остров Лидо. Как будут развиваться события и победят ли наши "Овсянки", мы узнаем уже скоро - в субботу объявят итоги. Но уже очевидно, что счастливого выбора у Венеции не было и в этом году - конкурс вполне рядовой, разве только чуть более эклектичный.

    Между тем

    Атмосфера на острове демократичная и дружелюбная. Здесь запросто можно увидеть за соседним столиком недорогого ресторанчика какого-нибудь Уиллема Дефо - сидит, никого не трогает, накручивает на вилку макароны. Но настроение чемоданное: фестиваль переживает радикальную перестройку. В самом центре праздника стройплощадка - обещают к 2012 году возвести новый фестивальный центр гигантских размеров. И давно пора: нынешний помнит еще Муссолини. Но пока пробираемся на просмотры по извилистым путям-времянкам. А самая большая беда, по поводу которой горюет вся фестивальная пресса, перестает существовать одна из главных достопримечательностей Лидо - знаменитый отель Des Bains, где Лукино Висконти снимал свой фильм "Смерть в Венеции".

    Поделиться