Новости

09.09.2010 00:17
Рубрика: Культура

Венец

Получат ли российские "Овсянки" Венецианского Льва?

Старейшему в мире кинофестивалю нынче выпала удача. Кризис задержал в производстве многие фильмы, и шедевры не поспели ни к февральскому Берлину, ни к майскому Канну. Ожидали, что поспеют к сентябрьской Венеции. И у нее будет обширный выбор.

И действительно: в венецианский конкурс хотели попасть более 4 тысяч лент, попали 24. Среди избранных наши "Овсянки", мистико-эротико-этно-дорожное кино, которое снял венецианский лауреат, автор "Первых на Луне" екатеринбургский режиссер Алексей Федорченко.

Две овсянки и похороны

В этой картине маячит тень уже не существующего угро-финского народа меря, который населял русский Север, потом слился с русскими и остался в генетической памяти северян - смолян, костромичей, новгородцев. Фильм извлекает из этой памяти мерянские обряды, обычаи и представления о добре и зле. И эти обряды заставляют нас заново пересмотреть свои предрассудки, возвращают к человеческому естеству. А сюжет прост: человек в сопровождении друга и двух птичек-овсянок едет по дорогам России предать тело умершей жены очистительному огню и все уносящей воде. Такой волшебный фильм, который завораживает и после окончания долго не отпускает. Зрители смотрели его в благоговейной тишине и долго аплодировали. Демонстративно хлопал и председатель жюри Квентин Тарантино.

Харка, Коппола, Озон

Что еще нельзя пропустить из уже показанной программы? Думаю, оглушительным успехом будет пользоваться блокбастер китайского режиссера Цуй Харка "Детектив Ди и тайна призрачного пламени" - снятый в HD, фильм предлагает такое изобразительное и техническое совершенство, такие захватывающие дух боевые и массовые сцены, такие интриги и спецэффекты, что Гарри Поттеры с Властелинами колец отдыхают. Действие происходит в 600-х годах до нашей эры, во времена династии Тан, но дальше начинается чистое фэнтези: 80-метровая статуя Будды, внутри которой ходят лифты, под Буддой - сказочно прекрасный город, и парусники спешат к пристани, и слоны с верблюдами везут бурдюки с вином, и дивные девы танцуют под неземную музыку. Фабула закручена туго: коронация императрицы омрачена случаями самовоспламенения людей. Детективу Ди надо разобраться в причинах кошмара.

Еще одну хорошую картину сделала дочка Копполы - София. Фильм называется "Где-то", и это сатирически изображенная жизнь пресыщенного кинидола Джонни Марко, при одном появлении которого девушки начинают срочно раздеваться. Жизнь без дома (только калейдоскоп городов и отелей), без семьи (только случайно залетевшие в его постель девицы), а главное, без смысла. И единственное существо, которое он любит, - 11-летняя дочка. Ее играет восходящая 12-летняя звезда Элль Фэннинг, только что снявшаяся у Андрея Кончаловского в рождественской сказке "Щелкунчик 3D".

Франсуа Озон, это "ужасное дитя" французского кино, остепенился и стал делать коммерческие фильмы. Теперь в его ленте "Ваза" снова Катрин Денев в роли жены владельца зонтичной фабрики, которая тяготится ролью домохозяйки, ввязывается в общественную жизнь и становится столь популярной у местных трудящихся, что ее выбирают в парламент. Такой водевильно-буржуазный вариант нашего "Члена правительства", причем Денев здесь похожа на образцово-показательную Любовь Орлову в фильме "Русский сувенир".

"Посмертное" кино

А вот очень серьезное кино, которое нельзя пропустить: фильм чилийца Пабло Ларрейна Post mortem - "Посмертное". Родившийся через три года после военного путча в Чили Ларрейн прочитал заметку о человеке, который делал вскрытие тела убитого Сальвадора Альенде. Из этой заметки выросла потрясающая душу драма о герое, работающем в морге и документирующем медицинские результаты аутопсии. И мы ощущаем приход путча по событиям в морге - ход рискованный, требующий от режиссера и зрителя немалого мужества, но дающий возможность почувствовать запредельную бесчеловечность гражданской войны, как не мог бы никакой другой сюжет.

И это только пять капель из моря фильмов, захлестнувшего венецианский остров Лидо. Как будут развиваться события и победят ли наши "Овсянки", мы узнаем уже скоро - в субботу объявят итоги. Но уже очевидно, что счастливого выбора у Венеции не было и в этом году - конкурс вполне рядовой, разве только чуть более эклектичный.

Между тем

Атмосфера на острове демократичная и дружелюбная. Здесь запросто можно увидеть за соседним столиком недорогого ресторанчика какого-нибудь Уиллема Дефо - сидит, никого не трогает, накручивает на вилку макароны. Но настроение чемоданное: фестиваль переживает радикальную перестройку. В самом центре праздника стройплощадка - обещают к 2012 году возвести новый фестивальный центр гигантских размеров. И давно пора: нынешний помнит еще Муссолини. Но пока пробираемся на просмотры по извилистым путям-времянкам. А самая большая беда, по поводу которой горюет вся фестивальная пресса, перестает существовать одна из главных достопримечательностей Лидо - знаменитый отель Des Bains, где Лукино Висконти снимал свой фильм "Смерть в Венеции".

А вы русское кино смотрите?

Александр Журбин, композитор: Конечно. А наиболее сильным фильмом последнего времени считаю "Анну Каренину" Сергея Соловьева. Я очень люблю роман Толстого, видел разные его киноверсии, и эта мне показалась наиболее близкой к книге, достоверной, точной, без модернистских перегибов и попыток сделать лучше, чем у Льва Николаевича.

Петр Кучеренко, доцент юрфака РУДН: Конечно, смотрю. К сожалению, качественные работы Германа, Тодоровского, Хотиненко и других не доходят до массового зрителя. Шоу-кино-бизнес-индустрия активно навязывает псевдохудожественные фильмы в стиле "а ля Наша Раша", за которые мне лично стыдно и хочется за них извиниться перед оскорбленным народом.

Юрий Рост, журналист, фотограф: Никакое не смотрю, ни русское, ни иностранное. И не потому, что некогда, а просто нет ни времени, ни желания. В кино уже лет сто не был.

Лариса Лазутина, пятикратная олимпийская чемпионка: А мне понравилась картина "Утомленные солнцем-2. Противостояние" Никиты Михалкова. Этим фильмом, настоящим событием в нашем кино, он лишний раз доказал, что он великий режиссер и настоящий гражданин.

Сергей Златкис, сотрудник культурного центра МВД России: Не особо. Я вообще не большой поклонник российского кино. А из тех наших фильмов, что я видел в последнее время, запомнились "День выборов" и "День радио".

Георгий Гречко, летчик-космонавт СССР: Я часто смотрю наше старое кино - "Обыкновенное чудо", "Тот самый Мюнхгаузен", "Опасный поворот", "Последний дюйм", раз сто уже смотрел "Белое солнце пустыни". И очень люблю довоенные фильмы, которые меня формировали - к примеру, "Таинственный остров" или "Остров сокровищ".

Евгений Стычкин, актер: Особо отмечу картину "В Париж!" с Юрием Степановым. Его работа гениальна и сам фильм прекрасный.

Олег Рой, писатель: А как же? Если кто-то до сих пор еще не смотрел "Цветок дьявола" режиссера Кати Гроховской, то могу вам сказать, что ничего лучше пока на отечественном кинорынке я не видел.

Олег Слепцов, солист группы "Самоцветы": Из российских фильмов, появившихся в этом году, мне понравился "Москва, я люблю тебя!". Собственно, мне нравится все, что в последние годы делает Иван Охлобыстин. А он принимает участие в этом киноальманахе.

Владимир Девятов, музыкант: На фестивале "Московская премьера" посмотрел несколько интересных новинок. Для себя отметил фильм Дмитрия Месхиева "Человек у окна". Очень жизненный сюжет, но в то же время не банальный и по-настоящему трогательный. Прекрасный комедийный актер Юрий Стоянов раскрылся в этой работе как замечательный драматический актер. Это было неожиданно.

Культура Кино и ТВ 67-й Венецианский кинофестиваль
Добавьте RG.RU 
в избранные источники