08.09.2010 23:10
    Поделиться

    В Москве открылась выставка Фабриса Ибера "Бессмертия"

    Выставка Фабриса Ибера "Бессмертия" открылась в Москве

    Обладатель "Золотого льва" Венецианской биеннале 1997 года, интеллектуал, любитель вовлекать в свои непредсказуемые арт-эксперименты публику, человек, который в 1995 г. устроил ИБЕР-маркет в Музее современного искусства в Париже и парикмахерский салон на форуме Центра Жоржа Помпиду, теперь в Москве. Не первый раз. Но теперь он предлагает обсудить бессмертие. Точнее - "Бессмертия". Так называется выставка, которую в рамках года Россия - Франция-2010 открыл Мультимедиа Арт Музей в фонде "Екатерина".

    Российская газета: Вы о бессмертии всерьез или как?

    Фабрис Ибер: На самом деле выставка о бессмертиях.

    РГ: Есть разница?

    Ибер: О, да. Обычно мы имеем в виду бессмертие нашего тела. Но есть масса других способов стать бессмертным.

    РГ: Например?

    Ибер: Могут остаться твои мысли. Твои дела могут повлиять на ход вещей. Когда я готовился к московской выставке, я узнал, что ученые смогли телепортировать частицу человека. Точнее, вибрацию частицы. Можете представить, что это значит?

    РГ: Честно говоря, не очень. А почему вы выбрали такую тему для российской выставки?

    Ибер: Мне кажется, Россия - это страна, в которой в познании главенствует метод не дедукции, а индукции. В западной школе математики берется какая-то гипотеза, из нее делается последовательный ряд умозаключений. И появляется вывод. А в России математики пытаются искать гипотезы. Меня это всегда завораживало.

    Для меня Россия в первую очередь страна, где идет поиск. В том числе поиск прошлого, реальности, которая была раньше. Одна из моих работ, гомеопатическая картина, так и называется "Предреальность".

    РГ: Почему картина - "гомеопатическая"?

    Ибер: Как действуют гомеопатические пилюли? В них крошечный элемент опасного вещества заключен в сахарную оболочку. Маленькая доза "вредного" лекарства в организме борется с болезнью. То же самое происходит в моих картинах. На полотне может быть куча вещей, с которыми связаны табу, запреты. Но поскольку их много, эти опасные вещи уничтожают друг друга.

    РГ: В Москве будут новые вещи?

    Ибер: Они все новые. Если говорить о проектах, то у художника нет "своего" места, нет раз и навсегда установленного предназначения. В России люди это хорошо понимают, потому что здесь за последние 20 лет и вещи, и пространства, и они сами стали другими. А в Европе думают, к примеру, что если тут находится музей, то это навсегда. На самом деле любое место может трансформироваться. Именно это я и хотел показать.

    Меня как художника интересуют вещи, которые видоизменяются или движутся.

    РГ: Вас интересует изменчивость вещей?

    Ибер: Ну, да. Нет ничего окончательного. Художник смотрит на происходящее вокруг и может предположить, что будет в будущем. В его пророчествах нет ничего мистического. Просто он внимателен к тому, о чем другие не дают себе труд задуматься.

    РГ: Вы получили математическое образование. Почему вы сменили стезю ученого на путь художника?

    Ибер: Чувствовал, что мне требуется большая свобода, чтобы выразить то, как я воспринимаю мир. Этой свободы при занятиях наукой не было. Но я очень много общаюсь с учеными, говорю с ними на их языке.

    РГ: Предвидения художника и прогнозы художника имеют что-то общее?

    Ибер: Ученые не дают прогнозов. Они скорее предоставляют информацию, которую экономисты, допустим, обрабатывают, прогнозируя развитие. Художник больше связан с чувственным миром. Но он находится как бы между вещами, а не в них. Он всегда занимает промежуточное положение.

    РГ: "Прототипы предметов в действии" - один из ваших базовых долгоиграющих проектов. Идея прототипов идет от Платона или от технологических моделей?

    Ибер: От Платона, конечно. "Прототип" не дизайнерское понятие. Он предполагает не объект, а скорее поведение, действие по отношению к какому-нибудь объекту.

    РГ: А почему у вас куб был прототипом мяча?

    Ибер: Если ты создал какой-то объект, с ним все равно потом надо что-то делать. Например, специально для выставки в Москве я сделал что-то вроде весов. Но не с двумя "плечами", а с тремя. Когда у нас есть выбор между двумя вариантами, нам же всегда хочется иметь еще и третий, не так ли?

    РГ: А кто прототип Фабриса Ибера? В какую традицию вы себя вписываете?

    Ибер: Я сам себе прототип благодаря идее постоянного обмена между разными областями жизни и искусствами.

    РГ: В том числе бизнесом?

    Ибер: Для меня бизнес - это обмен, а не просто желание накопить как можно больше денег.

    РГ: Обмен?

    Ибер: Да. В конце концов на выставке ты обмениваешься идеями и мыслями со зрителями. При продаже и покупке работ коллекционерами тоже происходит обмен, но уже в другом месте. Оба обмена одинаково важны.

    РГ: Вы выстраиваете концепцию рационального человека. Насколько она учитывает случайности жизни?

    Ибер: Я абсолютно не рациональный человек. Действительно, я не витаю в облаках. Но главное мое занятие - впитывать происходящее вокруг меня. Даже плохие вещи, потрясения. Из негативных вещей я пытаюсь сделать что-то положительное. У меня была выставка "1 - 1 = 2". Идея в том, что художник преобразует негатив в позитив. Так работает искусство.

    Поделиться