09.09.2010 23:20
    Поделиться

    Астраханские депутаты требуют запрета свободной продажи кодеиносодержащих препаратов

    Депутаты Государственной Думы Астраханской области направили в федеральное министерство здравоохранения РФ обращение о включении кодеиносодержащих лекарственных средств в перечень препаратов, отпускаемых по рецепту.

    Причиной этого стало распространение в регионе нового наркотика дезоморфин, изготавливаемого кустарным способом с использованием таблеток с кодеином. Два года назад в Астрахани не стояло на учете ни одного наркомана, употребляющего дезоморфин, а сегодня только официально зарегистрировано полтысячи зависимых от этого зелья. И рост числа таких больных - уже тенденция.

    В России о дезоморфине впервые узнали несколько лет назад "благодаря" глобальной сети, где была выложена пошаговая инструкция, как и из чего можно сварить зелье в домашних условиях. Дезоморфиновая эпидемия сначала захлестнула Республику Коми, а потом перекинулась на самые отдаленные регионы.

    Как выяснила "РГ", первоначально дезоморфин был разработан американскими медиками как лекарственное средство для снятия болевого синдрома, но оно не прошло клинические испытания. Новый препарат запретили к использованию - он имел серьезные побочные эффекты. Больной быстро к нему привыкал, что сопровождалось сильнейшей психической и физической зависимостью - ломкой, неврологическими, сосудистыми и вегетативными реакциями, болями.

    Из всех известных наркотиков новое зелье - самое страшное, недаром его прозвали "крокодилом": жертвы практически не излечимы, живут всего около двух лет.

    Ингредиенты, из которых варят дезоморфин, - спичечная сера, моющее средство, ацетон, бензин, которые наркоманы пытаются очистить от токсичных веществ, что кустарным способом сделать невозможно. И вся эта гадость идет по венам, сжигая кровеносные сосуды. Нарушаются функции печени, поражается головной мозг, нервная система, возникают трофические язвы. Сосуды склерозируются или слипаются, кровь перестает питать ткани организма.

    - Деструктивные изменения всего организма начинаются уже через пару месяцев, и они необратимы, - говорит руководитель областного наркодиспансера Татьяна Улезко.

    Чем еще страшен дезоморфин? Этот наркотик подразумевает групповое применение. В компании дезоморфиновых наркоманов есть свой варщик. Если, по статистике, героиновый наркоман в течение жизни подсаживает на иглу 10-15 друзей и знакомых, то дезоморфиновый втягивает в употребление зелья столько человек всего за год. Дешевизна "крокодила", а героин в пять-шесть раз дороже, привлекает в ряды дезоморфинщиков все новые жертвы.

    Пациентка ростовского православного реабилитационного центра для нарко- и алкозависимых 21-летняя Елена родилась в рубашке. Уже полтора месяца она ведет здоровый образ жизни, хотя сначала пыталась бежать в родную Пензу, где, как признается сама девушка, она просто умерла бы от дезоморфина.

    - Я начинала с легкого наркотика, потом села на героиновую иглу. Когда в Пензе перекрыли наркотические каналы, не в силах вынести ломку, решила перейти на дезоморфин. Конечно, слышала про большие проблемы со здоровьем, но не думала, что это произойдет и со мной. После нескольких приемов "крокодила" на руках появились трещины, кожа покрылась чешуей, я впала в сильную депрессию. В это время из охотничьего ружья застрелилась моя подруга, также сидевшая на дезоморфине. Я дошла до того, что вкалывала дозу уже до 15 раз в день, потому что через час после инъекции начинались сильные боли во всем теле. Дезоморфин - это очень страшно, - говорит девушка.

    О том, что "крокодил" стремительно наступает, наглядно говорит увеличение объема реализации в астраханских аптеках одного из самых распространенных и недорогих препаратов с содержанием кодеина: за последние полгода, по сравнению с тем же периодом 2009-го, рост составил 85 процентов. Эти данные приводят в своем обращении в Минздравсоцразвития России региональные депутаты. По их мнению, запрет свободной продажи кодеиносодержащих лекарств поможет остановить новый наркотик и спасти многие жизни. Тем более что, с врачебной точки зрения, препараты, о которых идет речь, вполне можно заменить на другие.

    - Это не те лекарства, без которых невозможно лечить болезни, есть другие препараты, оказывающие аналогичный терапевтический эффект, - считает Татьяна Улезко.

    - На региональном уровне невозможно запретить реализацию кодеиносодержащих лекарственных средств, это прерогатива федеральной власти, и эту проблему нельзя замалчивать. Сегодня прослеживается тенденция к "омолаживанию" наркомании, а также алкоголизма. Если 3-4 года назад средний возраст наркозависимых составлял 16-17 лет, то сегодня наркоманят уже 13-14-летние дети. К примеру, 80 процентов опрошенных астраханских школьников сообщили, что им предлагали попробовать наркотики, - говорит председатель Государственной Думы Астраханской области Александр Борисович Клыканов.

    прямая речь

    Станислав Горяинов, руководитель Ростовской общественной организации "Ростов без наркотиков": В Ростовский православный реабилитационный центр недавно попали парень и девушка, употреблявшие дезоморфин. Они находятся в жутком состоянии. Дезоморфинщики практически не идут на контакт, они живут только для того, чтобы принять наркотик. Я видел парня, у которого на руке была большая дыра от инъекций дезоморфина, и он все равно искал место, куда бы ввести дозу. Просто не мог терпеть боли. Молодого человека, который находится у нас, пришлось госпитализировать с опухолью от наркотических уколов размером с голову.

    Поделиться